Что такое Колесо Сансары, как оно работает? Точки выхода — правила по которым можно выйти из Колеса. Колесо сансары: что это значит

Добрый день, уважаемые любители буддийской культуры и философии.

Сегодня мы рассмотрим еще одно основополагающее понятие этой религии – «Сансара». Хотя этот термин знаком многим, далеко не все понимают его правильно, считая чем-то вроде судьбы и частично путая или смешивая с понятием «кармы».

Бхавачакра

Следует сразу оговориться, что этот термин не принадлежит исключительно буддийской религии и присутствует в индуизме, джайнизме, сикхизме, некоторых других индийских верованиях. Везде он воспринимается примерно одинаково – как круговорот перерождений, которые проходит человеческое существо в своем стремлении к совершенству, пониманию мироздания.

Колесо Сансары в буддизме носит название Бхавачакра и напрямую связано с учением о Шести мирах и двенадцатичленной формулой бытия. Впрочем, обо всем по порядку.

История символа и его значение

Такое понятие, как «Сансара» (или Самсара) присутствовало в древнеиндийской философии задолго до появления первых учений Будды Шакьямуни. Первое упоминание найдено в Упанишадах – классическом ведическом трактате, написанном в VIII-III веках до нашей эры. В той трактовке под Сансарой понимается череда страданий, испытываемых всеми низшими существами, в противовес высшим, которые пребывают в нирване.

В концепции индуизма Сансара – это наш мир (а также другие аналогичные ему миры), в котором пребывает материальное тело человека. При этом его тонкое (нематериальное) тело – аналог души – перерождаясь, возвращается в круг Сансары раз за разом, эволюционируя или наоборот деградируя – в зависимости от праведности, правильности своего существования.

Сансара в буддизме

Буддийская философия, взяв общую концепцию перерождений из индуизма, переработала ее и, что называется, «довела до ума». Так появилось учение о причинности, которое Будда постиг, медитируя под деревом Бодхи. Само понятие Самсары тесно переплелось с религиозной космологией, мироустройством.

Буддизм предложил не только более внятную и логичную теорию перерождений, чем древние религии, но и обозначил три основных источника страданий, а также способы вырваться из круговорота смерти и рождения.

Если индуизм относится к Сансаре достаточно нейтрально, представляя ее как существующее положение дел, с которым большинство вынуждено мириться, то в учении Будды это понятие носит явный негативный оттенок. Главная задача каждого – вырваться из «порочного круга», сформированного пороками.

Три умственных яда

Символами этих трех основных пороков, приводящих человека к страданиям, являются животные:

  • петух, олицетворяющий наши желания;
  • змея, которая означает ненависть;
  • свинья, которая символизирует невежество и заблуждение.

Каждый из пороков имеет свои последствия:

  • Желания рождают зависть и неконтролируемые материальные потребности.
  • Ненависть вызывает отвращение к людям и мешает человеку относиться к происходящему спокойно и взвешенно.
  • Заблуждение приводит к путанности мыслительного процесса и вялости ума.

Кстати, три умственных яда являются не только препятствиями на пути каждого человека к дзену, но и причинами всех телесных и душевных заболеваний, поэтому многие традиционные врачебные практики Востока трактуют недуги, как следствие этих трех негативных состояний, а лечение, соответственно, направлено на победу над ними.


12 нидан

Так в буддизме называются звенья причинно-следственной цепи, вытекающие одно из другого, которые приводят человека к страданиям и необходимости многократных перерождений. Все они взаимосвязаны между собой – первое порождает второе, второе – третье и так далее до последнего – двенадцатого, из которого, в свою очередь, проистекает первое.

Цепь страданий человека:

  • Неведение – ложный ум, которые порождает «Я», но не дает познать истинную природу Ума.
  • Привычки и шаблоны, которые заставляют совершать ошибки, что мешают эволюции при перерождении.
  • Сознание, складывающееся на основе привычек и формирующее личность.
  • Осознание всего сущего как «Я» и «Мир вокруг Меня».
  • Шесть органов чувств, заставляющие человека считать все, воспринимаемое им, «настоящим» и «единственно правильным».
  • Контакт между «Я» и объектами, осуществляемый посредством шести чувств.
  • Ощущения (как приятные, так и негативные), возникающие как следствие контакта с окружающими объектами.
  • Привязанности и неприятия, формирующиеся у человека на основе его ощущений.
  • Действия, которые предпринимает человек в своем стремлении к удовольствиям (привязанностям).
  • Карма, формируемая на основе мыслей, стремлений и действий каждого человека.
  • Неизбежное старение в процессе земного существования челнока, которое ведет к финалу.
  • Смерть, которой заканчивается существование в мире Сансары, после чего она опять погружает человека в неведение.

Интересно, что изначально Будда сформировал колесо в обратном порядке, поставив вопрос о причинах существования смерти. Так он пришел к неведению, с которого и начинается цикл человеческих страданий.

По легенде, перед пробуждением (просветлением) Будда тщательно анализировал все 12 составляющих Самсары в попытках найти самое слабое звено, разорвав которое, можно вырваться из круговорота. И ему это удалось.


Как выйти из круговорота страданий

Как следует из учения Будды Шакьямуни, наиболее уязвимыми являются 8 и 9 звенья цепи – желания и стремления (действия). Они не чужды даже богам и полубогам, которые хоть и пребывают в мире удовольствий, но также не в силах покинуть мир Сансары, так как ослеплены своими страстями. Именно поэтому самым ценным перерождением в буддизме считается человеческое.

В градации живых существ эта форма располагается посредине:

  • Боги;
  • Полубоги;
  • Люди;
  • Животные;
  • Духи умерших;
  • Обитатели Ада.

Животные в силу ограниченности своих способностей и инстинктов неспособны к сознательному изменению кармы, духи и адские жители слишком измучены страданиями, а божественные существа, наоборот, увлечены наслаждениями. Все это препятствует их выходу из Самсары в нирвану.

Любой человек в силах освободиться от оков своих желаний и стремлений, достигнув просветления и покинув колесо. Вникая в учение Бодхи и идя по пути Дао, каждый из нас имеет шанс на просветление и постижение сущности мироздания – именно это является основной целью буддизма.


Закон сансары

Говоря так, имеют ввиду карму. Если кратко, то закон Сансары – принцип естественного следствия всех поступков в текущей и прошлых жизнях. Если человек грешит (не только действиями, но и мыслью), в будущем он опускается на ступень ниже в сферах шести Миров, то есть, становится животным. А если совершает правильные действия, то наоборот, поднимается. К благородным поступкам в буддизме относятся:

  • Спасение жизни человека или любого живого существа.
  • Материальная и духовная щедрость. То есть помощь не только деньгами, но и словом, советом, информацией.
  • Преданность друзьям, близким, родным и своим убеждениям.
  • Правдивость и отсутствие лжи в словах и поступках.
  • Примирение с врагами и недоброжелателями, а также участие в примирении других.
  • Доброжелательность и вежливость в общении.
  • Бережное отношение к тому, чем уже обладает человек (как в материальном, так и в духовном плане).
  • Проявление сострадания к окружающим.
  • Любовь к людям и живым существам.
  • Саморазвитие и стремление к познанию.
  • Закон кармы достаточно сложен и не заключается в простом сложении хороших и плохих поступков. За каждое действие человеку придется ответить.

Символизм

Поняв в общих чертах, что такое Самсара, можно обратиться и к самому символу, который содержит в себе отсылки ко всем вышеперечисленным понятиям. Существует несколько вариантов изображения колеса в разных религиозных традициях.


В упрощенной форме это круг с восемью спицами, идущими от центра. Это символ Восьмеричного пути в буддизме – восьми ступеней, которые должен постигнуть каждый ученик, идя к просветлению. Он заключается в стремлении к мудрости, совершенствовании нравственности и достижении сосредоточения.

Также в различных формах на символах колеса Самсары отображены три умственных яда, шесть сфер мироздания и 12 звеньев причинно-следственной цепи человеческих страданий.

Понятие Сансары является центром космологической буддийской Вселенной и наглядно отражает основные принципы этой религии – закон кармы и стремление к просветлению. Остановить вращения колеса невозможно, ведь оно – суть мироустройства, но каждый способен однажды выйти из него, прервав цикл перерождений и достигнув нирваны.

Заключение

Друзья, на этом мы сегодня закончим, однако скоро обязательно встретимся снова.

И до новых встреч на страницах блога!

В данной статье мы подробно рассмотрим понятия «колесо сансары», «реинкарнация» и «карма», а также возможности выхода из этой бесконечной цепи перерождений.

Что такое колесо сансары?

Жизнь — это путь по дороге страданий и свершений, и мы должны идти по нему безропотно и следовать всем законам, определенным Богами. Так гласит древневосточная философия, да и у славян жизнь часто сравнивают с дорогой. Но как мы движемся по этому жизненному пути? Вот здесь нам на помощь и приходит понятие, пришедшее к нам из самой древней из мировых религий — колесо сансары.


Дело в том, что учение о сансаре на полуострове Индостан существовало задолго до рождения Гаутамы-Просветленного Будды и до появления буддизма. Первое упоминание о ней мы встречаем в Ведах Упанишадах, где разъясняются законы мироздания. Здесь рассказывается о Высших существах, которые пребывают в вечной нирване, а все остальные живущие на земле, отравленные ядами греховности и неверия, пребывают в бесконечном вращении перерождений, подчиняясь безжалостному закону кармы.

Поскольку сансара приносит лишь страдания, то главная цель всего сущего – это найти выход из нее и вновь впасть в состояние вечного блаженства. Многие великие умы бились над вопросом: возможно ли разорвать бесконечное вращение сансары? Как это можно сделать? Но ответил на этот вопрос лишь Великий Будда, достигший просветленного знания.

Только в буддизме были разработаны точные причинно-следственные связи между сансарой и реинкарнацией по законам кармы. Понятие сансара можно объяснить как бесконечную цепь перерождений и смертей, причем во всех проявлениях живых существ, представленных во Вселенной.

Если перевести слово «сансара» с санскрита, самого древнего письменного языка, то оно будет звучать как «вечное, бесконечное скитание».

Буддистская философия утверждает, что наш мир не единственный, существующий во Вселенной, миров великое множество, и перерождений может быть, все они действуют только согласно кармическим законам всемирной справедливости.

До сих пор колесо сансары прочно ассоциируется с цикличностью событий, непрерывно происходящих во Вселенной.

По легенде Будда выложил рисом упрощенную схему колеса сансары — обод и восемь спиц, соединенных со ступицей.

Характеристика сансары

Индийский философ 11 века Лама Гампопа выделил три основные характерных признака сансары.

  • Первый признак — это природа. Все существующие миры — нереальны, эфемерны, в них нет основы, они только кажутся существующими, на самом деле – это великая пустота, которая может принимать любые формы и любые воплощения;
  • Второй признак — иллюзорность. Все, что существует внутри сансары – обман, фантазия, мираж. Именно поэтому она и может принимать любые проявления и формы, поскольку только фантазия может легко меняться под воздействием внешних и внутренних факторов;
  • Третий признак — страдание. Не следует понимать его в прямом смысле слова, буддисты считают, что любое неудовлетворенное желание – это страдание.

Страдание у них вовсе не понятие, противоположное счастью и удовольствию. Буддисты называют этим термином любую нестабильность, любые переживания духа, любые всплески эмоций. Противопоставлено ему понятие вечного умиротворения, блаженства без чувств, без эмоций, внутренней свободы, подчиненной только законам гармонии Вселенной.

Мирская реальная жизнь для буддистов не может дать счастья. Она слишком суетна, она заставляет человека думать о хлебе насущном, он находится в постоянной тревоге за близких, он должен трудиться и мучиться. Именно поэтому абсолютно все переживания и эмоции связаны с сансарой, т.е. страданием. Даже радуясь чему-то в этой жизни, мы боимся потерять свое счастье, имея семью или детей, мы страшимся за будущее, имея достаток и здоровье, боимся их потерять. Любые наши достижения ведут к желанию подняться еще выше, достигнуть еще большего. И наконец, самый основополагающий страх – это страх смерти, мы всегда страшимся потерять свою, на первый взгляд, единственную жизнь и поэтому она не может доставить нам полного умиротворения и удовольствия.

Движение сансары

Колесо сансары постоянно вращается и момент его соприкосновение с землей — это и есть наше сегодняшнее земное воплощение. Один полный оборот колеса равен одной кальпе, одному дню из жизни Великого бога Брахмы. Так считают древние индийские .

Но согласно буддистской версии Брахма не имеет к этому никакого отношения, сансара появляется в результате разрушения предыдущих миров. Любое живое существо рождается, расцветает, а затем умирает, согласуясь с законами природы и нравственности, так и все миры рождаются, развиваются и умирают так же, согласно законам Вселенной. Один полный цикл движения колеса называется Махакальпа и равен четырем частям, каждая из которых состоит из двадцати кальп.

В первой части мир рождается и развивается, во второй — он находится в полной гармонии и стабильности, в третьей — начинает деградировать, а в пятой — умирает. Или находится в состоянии, называемом бардо, которое является только предпосылкой для следующего воплощения.

Когда мы говорим о том, что судьбоносное колесо сансары сделало полный оборот, мы подразумеваем смену эпох или цивилизаций.

Роль сансары в буддизме

В философско-этическом учении буддизма понятие о сансаре играет огромную роль. Именно оно раскрывает сущность идей перевоплощения и освобождения из цикличности перевоплощений.

Будда Шакьямуни после того, как стал Просветленным, раскрыл смертным четыре истины, позволяющие жить в гармонии со Вселенной и достичь желанного положения нирваны.

Открытия, сделанные Буддой во время медитации, назвали Благородными истинами и звучат они так:

  • Если мы живем, мы страдаем, вся наша жизнь пронизана только постоянными страданиями,
  • Поскольку мы живем в физическом теле, то мы испытываем неутолимые постоянные желания, которые не всегда можем утолить,
  • Наши страдания прекратятся с окончанием наших желаний,
  • Если научить себя не желать, то можно научиться и не страдать.

Дукха (первая истина — боль) указывает на то, что наш ум еще не знаком с законами и правилами, учрежденными Вселенной и Богами. Ум в этот момент можно сравнить с глазом человека, который видит все вокруг, но не может увидеть и познать самого себя. Можно преодолеть восьмеричный путь, который поможет познать себя в круговороте мира, для этого нужно преодолеть пять препятствий:

  • Привязанности — они возбуждают в нас желание обладания и страх потерять любимых людей и вещи,
  • Гнев — разрушает наш внутренний покой и отторгает нас от гармонии мира,
  • Ревность, зависть — заставляют ненавидеть людей, заставляют нас прятать от них свое имущество, мы не хотим, чтобы они были так же счастливы, как и мы,
  • Гордыня — мы в своих мыслях и мечтах возвышаемся над всеми другими и не признаем за ними прав, подобных нашим,
  • Невежество, заблуждения — мы и сами не знаем, что нам полезно, а что уничтожает нас, мы придумываем отговорки, чтобы не творить добро и сами запутываем себя в дебрях недобрых умозаключений.

Желание (самудая) указывает на то, что мы постоянно полны эмоциями, чувствами, причем они меняются и противоречат друг другу, они толкают человека из крайности в крайность, не дают ему пребывать в блаженном покое.

Страдание (ниродха) утверждает, что если избавить человека от заблуждений, то его ум вернется в блаженное состояние умиротворения и созерцания.

Путь (магга) точно указывает на пути, ведущие к совершенству.

Восьмеричный благородный путь, также названный Срединным путем к совершенству, можно пройти только посредством избавления от желаний и страданий.

Закон кармы – вселенской справедливости

Понятие колесо сансары неразрывно связано с понятиями Кармы — закона высшей вселенской справедливости и реинкарнации, перевоплощения из одной жизненной сущности в другую.

Каждое живое существо, не только человек, но и животные, и насекомые, и растения, имеют два тела: телесное или физическое, смертное и духовное, бестелесное, бессмертное. Согласно этому закону все живое переходит из одного воплощения в другое, отрабатывая определенные умения, выполняя наложенную на него Высшими силами миссию, после этого покидают свое физическое тело и уходят в иной мир, чтобы вернуться в новом воплощении с новым заданием.

О понятии реинкарнация ведется много рассуждений в индуизме — национальной религии Древней Индии. Буддизм развивался на основе индуизма, но развил и дополнил учение о сансаре понятиями кармы и раскрытием возможностей выхода из бесконечного вращения колеса судьбы.

Учение о сансаре в других религиях

По философии буддизма никто не приходит в мир только однажды, цепь наших перевоплощений бесконечна и непрерывна, она позволяет человеку, переходя из одного состояния в другое, очистить свой ум и совесть от ненужных заблуждений, и познать истину.

В Даосизме- национальной китайской религии- также принято учение о реинкарнации. Основатель даосизма Лао Цзы (Вечный старик) приходил на землю несколько раз в различных воплощениях, В одном из своих постулатов он говорит, что рождение – это не начало жизни, а смерть – это не конец ее, нет рождения и нет смерти, а есть только вечная цепь перехода из одного состояния в другое.

Древнее учение Каббала считает также, что смерть приходит к любому человеку раз за разом, чтобы человек в период нахождения на земле сумел воспитать в себе высшие качества, соответствующие требованиям Абсолюта. А главное его требование – это полюбить все живое больше чем самого себя, полностью отречься от всех эгоистическим помыслов и принять единение с Космосом. Пока душа человека не отречется от себялюбия, она будет приходить в этот мир, и смерть будет приходить к человеку вновь и вновь.

В христианской религии запрещено любое упоминание о реинкарнации, поскольку оно противоречит учению Христа о вечной душе и единственной жизни, а также о Страшном Суде, который ожидает всех без исключения. После этого судилища душа человека будет пребывать или в Аду, или в Раю без права покинуть это место, то есть христианство не дает своим адептам возможности изменить будущее и раскаяться. Но некоторые известные теологи считают, что сам Иисус рождался много раз, пока не явился в мир в образе Мессии.

Ислам, самая молодая из мировых религий, также не признает закон реинкарнации, считая, что после кончины человек попадает или в райский сад или в ад, но в Коране, главной книге мусульман, есть упоминания о воскрешении и возвращении на землю в другом образе. Эти суры предлагают не бояться смерти, поскольку ее нет, а есть только бесконечная цепь рождений и перевоплощений.

Древние цивилизации майя и ацтеков, последователи учения манихейства и зороастризма, великие Сократ, Платон и Пифагор также считали идеи реинкарнации достоверными и доказанными. Представители эпохи Просвещения Вольтер, Гете, Бальзак и Конан-Дойль, а также великие еретики Джордано Бруно и Коперник также считали, что в идеях перехода души в разные воплощения нет ничего необычного.

Что происходит между рождениями?

В перерыве между двумя рождениями душа человека находится в положении, которое называется бардо.

  • Первое бардо процесса умирания — это момент агонии, перехода в мир иной. Обычно этот процесс дает человеку много физических страданий, но если человек накопил много духовной силы, то у него есть поддержка извне,
  • Бардо Драхматы — вневременной природы, после того как физическое тело прекратило свою жизнь, ум и душа человека переходят в состояние покоя и блаженства, поскольку истинное состояние ума дается от природы каждому живущему существу,
  • Бардо рождения – время от зачатия до рождения, когда формируется тело будущего человека и его миссия, с которой он явится в мир,
  • Бардо жизни в промежутке между рождением и смертью — это период нашей земной жизни от момента рождения до момента смерти.

Кроме этого выделяют два дополнительных состояния: бардо глубокого сна, при котором человека не посещают сновидения и бардо медитации, при котором человек путем приобщения к Вселенской гармонии впадает в состояние нирваны.

Виды кармы

Карма, о которой мы сегодня так много говорим, этот деятельность человека, имеющая практический результат. Причем понятие деятельность включает не только прямое действие, но и мысль, слово, чувство, эмоцию.

Кроме этого, карма — это закон вселенской справедливости, по которому каждое действие имеет свое последствие, и за плохие, и за хорошие поступки мы должны отвечать своими последующими перерождениями.

Буддисты понятие карма делят на три группы: карма, викарма и акарма.

Карма — это все наши положительные поступки, совершенные для блага других без эгоистических побуждений. Накапливая карму, мы действуем по законам Космоса и переходим в высшие миры, уменьшаем свои страдания и находим больше возможностей для саморазвития.

— это действия, направленные на нарушение законов Вселенной, в целях только личного обогащения. Викарма, накапливаясь, отправляет нашу душу в низшие миры. В современном мире понятие викарма соотносится с понятием «греховность».

— это деятельность без прогресса, и без регресса. Может быть, на первый взгляд это звучит странно, но если человек не грешит открыто, и не движется к саморазвитию, то зависает в акарме. В то же время, в этом состоянии человек является инструментом в руках Высших сил, он может творить подвиги во славу Господа и ради спасения грешников, но не по собственному желанию.

Считается, что этот последний вид кармического состояния связан с Просветлением, поскольку позволяет не думать, но действовать по законам Космическим.

Возможно ли выйти из бесконечности сансары?

Единственная причина, заставляющая человека бесконечно вращаться в колесе сансары — это три греха: невежество, страсть и гнев. Только если искоренить в своей душе эти греховные помыслы, можно разорвать цепь и достичь нирваны. Буддизм называет негативные и позитивные поступки, которые помогут или наоборот помешают вырваться из цепи вечных перерождений.

Положительные поступки, ведущие к спасению:

  • Спасти жизнь любого живого существа,
  • Щедрость души,
  • Верность единственной раз и навсегда избранной возлюбленной,
  • Правдолюбие,
  • Выступать в роли миротворца,
  • Мудрая и справедливая речь без бранных и грубых слов,
  • Не желать большего, чем имеешь,
  • Сострадание к окружающим и людям, и животным, и птицам,
  • Знание учения Будды, саморазвитие и самосовершенствование.

По законам кармы мы все отвечаем за свои поступки. За плохие дела нас ждут наказания, за хорошие — награда.

В разных учениях колесо сансары имеет примерно одинаковое толкование. Одной фразой можно сказать, что колесо сансары – это бесконечная цепь рождений и умираний в соответствии с реинкарнацией по законам кармы. Проходя свой жизненный цикл, все живые существа накапливают определенный опыт знаний, страданий и перевоплощений. Это превращение может длиться бесконечно долго, если человек не постарается избавиться от грехов и достичь совершенства.

Восточные религии предлагают своим последователям гармоничную и многогранную картину мира, которая может показаться слишком сложной человеку, привыкшему к христианским канонам.

Тем не менее религиозные воззрения Востока с каждым годом все больше проникают в массовую западную культуру. Связано это прежде всего с тем, что в восточной традиции религия неразрывно связана с философией, а восточная философия дает человеку множество возможностей для разностороннего личностного развития.

Одним из краеугольных камней большинства религиозных течений и философских школ Востока является понятие сансара, ставшее уже довольно привычным для нашего слуха. В этой статье мы попробуем вкратце разобраться, что же такое сансара, в чем ее смысл и предназначение.

Что такое сансара?

Сансара является одним из центральных понятий в индийской философии, а также в таких восточных религиях, как , джайнизм, сикхизм и др. Словом «сансара» называют круговорот многочисленных перерождений души в разных воплощениях.

Согласно некоторым учениям человек может перерождаться только в человеческом теле, согласно другим в круговороте рождений-смертей участвуют животные, растения и даже минералы. Понятие сансары тесно связано с понятием кармы, представляющей собой причинно-следственный закон нашей вселенной.


Согласно , любое деяние человека определяет его дальнейшую судьбу: праведные деяния ведут душу к просветлению и освобождению, греховные же погружают ее в пучину невежества, отдаляя от достижения мокши - освобождения из круговорота рождений и смертей (сансары).

В чем заключается смысл сансары?

В большинстве религиозных традиций и философских школ сансару принято рассматривать как неблагоприятное положение, из которого необходимо выбраться. Находясь в сетях сансары, душа пребывает в невежестве, заставляющем ее принимать временный иллюзорный мир за истинную реальность.

Все, что способен видеть, слышать и осязать обычный человек является частью «океана сансары» - всеобъемлющей иллюзии, заставляющей душу вновь и вновь совершать путешествие по замкнутому кругу смертей и рождений, выход из которого является выходом из сансары.

Каждая религиозная или философская школа рассматривает сансару несколько по-своему, хотя основной ее смысл остается неизменным.


Именно сансара является помехой для осознания человеком своей истинной природы: находясь в сетях сансары человеческая душа отождествляет себя с бренным материальным телом, именно это ошибочное отождествление удерживает дживу (душу) в косных оковах чувственных наслаждений, заставляя ее раз за разом перевоплощаться в океане сансары.

Традиции йоги предлагают своим адептам несколько путей освобождения из сансары и достижения мокши. Достичь этой цели можно при помощи медитации, постепенно научившись отличать иллюзию от реальности путем философского анализа.

Другой путь заключается в искренней и бескорыстной любви к Богу и всем живым существам. Есть еще несколько способов покинуть сансару, но для их понимания требуется близкое знакомство с основами восточных религиозно-философских систем.

Предназначение сансары

Разобравшись в том, что такое сансара, будет уместно задать вопрос: зачем она нужна и в чем ее назначение? Восточная философия описывает мир как гармоничную саморегулирующуюся систему, каждая часть которой имеет собственное предназначение и смысл.

Действительно, сансара выполняет очень важную функцию: она дает душе возможность преодолеть иллюзии и самостоятельно найти путь к просветлению. Достичь совершенства можно лишь в процессе духовного развития, и сансара является своего рода тренажером, позволяющим постепенно очистить душу от всего лишнего и подготовить ее к постижению высшей истины.


Человека, покинувшего колесо перерождений, называют архат. Невозможно стать архатом без длительной работы над собой: для того чтобы стать им, человек должен побороть все свои страсти и избавиться от заблуждений. Сансара нужна для того, чтобы с ее помощью достойные души могли достичь просветления и освобождения. В этом и заключается назначение сансары.

Первое представление о колесе сансары возникло еще до появления буддизма и истоки свои берет в поздневедийском брахманизме. Буддисты позаимствовали это понятие, но именно они растолковали его так, как мы понимаем его сейчас.

Колесо сансары - это беспрестанный круговорот рождений и смертей. Это постоянное становление и изменение, которое контролируется повелителем смерти. Круг сансары показывает нам все фазы жизни человека. В центре круга находятся три создания, каждый из которых обладает своими недостатками: свинья - символ жадности и невежества; петух - символ плотской страсти; змея - символ злобы. Все эти качества привязывают человека к иллюзорной жизни и вынужденному существованию. На круге, примыкающем к центру, слева изображены монахи и те миряне, которые своей чистой жизнью заслуживают удачного перевоплощения и потому движутся вверх. На правой стороне - грешные обнаженные люди, которым уготовано жалкое перерождение.

Следующий круг разделен на шесть частей. Все они изображают возможную участь человека после его смерти. Наверху - небеса; слева - обычные люди; справа - боги и титаны; в правой нижней половине - несчастные духи, страдающие от чувственности; в левой нижней половине - животное царство; а в самой нижней части - холодный и горячий ад. Везде непременно присутствует Будда, который помогает всем прийти к спасению своей души. Самый последний внешний круг состоит из двенадцати картин, которые изображают жизнь человека по ступенькам, по которым он снова движется к смерти. Каждая картина имеет свою символику. Перечислим их значения по часовой стрелке - неведение, сознание, форма, касание, ощущение, жажда, привязанность, становление, рождение, старость и смерть.

По-другому колесо сансары называется бхавачакра. Иначе его еще можно назвать просто колесом бытия. Держит это колесо владыка смерти. Все тесно взаимосвязано - люди, цепляясь за жизнь, порождают карму и уже по ней приходят к новому циклу существования.

Колесо кармы - это постоянное движение по пути, проложенному своими же поступками. Решает дальнейшую судьбу человека повелитель смерти - бог Яма. Он выносит свое решение по карме человека, накопленной за его жизнь, и чаще всего получается так, что карма очень плохая, и всем грешникам суждено пройти через страшный суд.

Обобщим все вышесказанное. Колесо сансары - это полный отражающий его страсти, грехи, жизненные ступени, карму и перевоплощения. Истолковывая колесо сансары, мы не раз упоминали о карме. карма? Это любое действие человека, которое неизбежно несет за собой определенные последствия. К действиям можно причислить не только физический поступок, но и сказанные слова, и даже мысли. Общая совокупность этих физических, ментальных и вербальных действий, совершенных за всю жизнь, и определяет характер следующего рождения, жизни и смерти. Карма может быть плохой или хорошей, то есть она может вести к счастливому или несчастному рождению в следующем перевоплощении.

Ч то значит «колесо сансары»? как таковой существовало в древней Индии в среде брахманов ещё до учения Будды Шакьямуни. Самое первое упоминание найдено в Упанишадах, где раскрываются законы и природа всего сущего. В текстах говорится, что высшие существа пребывают в блаженной нирване, а все остальные, омрачённые тремя умственными ядами, вынуждены вращаться в колесе перерождений, затянутые туда законами кармы.

Сансара полна страданий, поэтому главная цель всех существ - найти выход и вернуться в состояние совершённого блаженства. Многие поколения мудрецов искали ответ на вопрос «Как разорвать колесо сансары?», но толкового способа не было, пока не достиг Просветления. Именно буддизм разработал чёткую концепцию сансары () и представил её как отлаженный механизм причинно-следственных связей, основанных на принципах кармы и реинкарнации. Понятие сансары можно озвучить как непрекращающийся круговорот рождений и смертей живых существ во всех проявленных мирах Вселенной. Если переводить слово «сансара» дословно, то оно означает «скитание, длящееся вечно». Согласно буддийскому учению о Просветлении, то есть выходе из круговорота жизни и смерти, существует бесчисленное множество миров и бесчисленное множество живых существ, которые проявляются в этих мирах и действуют в них каждый согласно своей карме.

Колесо сансары в буддизме - это совокупность всех миров, находящихся в постоянном движении и трансформации, ничто в них не является постоянным и незыблемым.

Изменчивость - основной атрибут всего проявленного, поэтому изображают сансару в виде колеса, совершающего беспрерывно один оборот за другим.

Круг жизни, колесо сансары – его вращение символизирует непрерывность и цикличность событий во Вселенной.

Упрощённый символ колеса сансары - обод и восемь спиц, соединяющих его со ступицей. По преданию, Будда сам выложил его рисом на песке. Спицы колеса означают лучи истины, исходящие от учителя (по числу ступеней ).

Лама Гампопа, живший в 1079-1153 гг., определил три основные характеристики сансары. По его определению, природа её есть пустота. То есть, все проявленные миры, какие только возможны, не являются реальными, они не несут в себе истины, базиса, основы, они эфемерны и беспрестанно изменчивы, как облака в небе. Не стоит искать истину в бесплотной фантазии, а постоянство - в изменчивом. Второе качество сансары - её появление есть иллюзия. Всё, что окружает живых существ, а также формы воплощения самих существ являются обманом, миражом, галлюцинацией. Как и любая иллюзия, не имеющая под собой основы, сансара может нести бесчисленное число проявлений, она может принимать все мыслимые и немыслимые формы, выражаться в бесконечном числе образов и явлений, которые, едва возникнув и не имея под собой реальной основы, тут же трансформируются в другие, изменяются или исчезают в соответствии с законами кармы. Третий атрибут самый важный, ибо главная характеристика сансары - страдание. Но заметим, что буддисты в понятие «страдание» вкладывают немного иной смысл, чем мы привыкли.

Термин «страдание» в буддийском учении не является антиподом счастья или удовольствия. Страдание можно определить как любую эмоциональную нестабильность, любую активность ума, порождающую новые эмоции и переживания. Если найти значение, противоположное страданию, то для буддиста им станет состояние совершённого спокойствия, умиротворения, свободы и внутреннего блаженства. Не эйфории и праздной неги, а ощущения вселенского мира и гармонии, законченности и целостности.

А мирская жизнь, с её суетой и заботами, даже и не пахнет таким покоем и полным духовным равновесием. Вот поэтому всё, что связанно с сансарой, будь то радость, печаль, восторг или горе, связывается со страданием. Даже, казалось бы, положительные моменты причиняют дискомфорт. Имея нечто, мы допускаем мысль об утрате и страдаем. Любя кого-то, мы страшимся разлуки. Достигнув чего-то, мы видим, что это не вершина, есть цели сложнее и выше, и снова страдаем. И, конечно, страх смерти как страх потерять всё, включая тело и собственную жизнь, кажущуюся единственной.

Согласно ведическим текстам, один оборот колеса Сансары соответствует временному интервалу, называемому кальпой (1 день жизни бога Брахмы). В буддийской же традиции Брахма тут ни при чём, мир возникает из-за наличия кармических предпосылок, оставшихся после разрушения предыдущего мира. Как существо в Сансаре рождается и умирает, следуя карме, так и миры возникают и разрушаются под действием того же закона. Один цикл колеса называется Махакальпа и состоит из четырёх частей по 20 кальп. В первую четверть мир формируется и развивается, во второй период он стабилен, в третий - деградирует и гибнет, в четвёртый - пребывает в непроявленном состоянии бардо, формируя кармические предпосылки для очередного воплощения. Расхожее выражение «колесо Сансары дало оборот» обычно применяют в значении смены эпох, когда происходит ломка старого и возникновение нового.

Колесо сансары в буддизме играет огромную роль, составляя основу учения об освобождении. Учение об освобождении от круговорота рождений и смертей основано на четырёх утверждениях, называемых Благородными истинами, которые Будда Шакьямуни сформулировал после своего Просветления. Познав истинную сущность сансары, он не только открыл заново все законы кармы, но и нашёл способ разорвать круг перерождений.


Четыре благородные истины Будды Шакьямуни:

Выйдя из медитации, Будда сформулировал четыре основных открытия, совершённые им в процессе Просветления. Эти открытия названы Благородными истинами и звучат как:

  1. Дукха (боль) - всё в земной жизни пронизано страданиями.
  2. Самудая (желание) - причинами всех страданий являются нескончаемые и неутолимые желания.
  3. Ниродха (окончание) - страданиям приходит конец, когда отсутствуют всякие желания.
  4. Магга (путь) - источник страданий – желания – можно искоренить, следуя особым методикам.

Дукха означает, что ум омрачён неведением, он подобен глазу, который видит всё, кроме себя самого, и из-за этого воспринимает мир двойственно, отделяя себя от него. Восьмеричный путь - средство, помогающее уму увидеть себя, осознать иллюзорность окружающего мира, преодолев пять препятствий:

  1. Привязанности - желание обладания и удерживания возле себя.
  2. Гнев - отторжение.
  3. Ревность и зависть - нежелание счастья другим.
  4. Гордыня - возвышение себя над другими.
  5. Запутанность и невежество - когда ум не знает, чего он хочет и что для него есть благо, а что - вред.

Самудая означает, что омрачённый ум полон разноречивых эмоций, жёстких концепций, принципов и самоограничений, которые не дают ему пребывать в покое и постоянно толкают из крайности в крайность.

Ниродха предполагает, что, искоренив неведение, ум вернётся в гармоничное состояние, преобразовав бурлящие эмоции и ограничения в мудрость.

Магга - указание на методы борьбы с неведением.

Методы избавления от желаний и достижения освобождения собраны в учении Срединного пути, называемом также Восьмеричным благородным путём.

Карма и реинкарнация

Определение колеса сансары, как уже говорилось выше, тесно связано с такими понятиями, как карма и реинкарнация.

Реинкарнация

Понятие реинкарнации, знакомое многим верованиям, предполагает наличие у живых существ как смертных временных тел, так и бессмертных, более тонких и даже вечных оболочек, неуничтожимого сознания, или «искры божьей». Согласно теории реинкарнации, существа, воплощаясь в разных мирах, отрабатывают определённые навыки, выполняют возложенные на них миссии, после чего, оставляя смертное тело в этом мире, переходят в новое тело с новой миссией.


О феномене реинкарнации ведётся много споров. Наиболее часто реинкарнация упоминается в индуизме. О ней говорится в Ведах и Упанишадах, в Бхагавад Гите. Для жителей Индии это такое же общепринятое явление, как восход и закат. Буддизм, основанный на индуизме, развивает теорию реинкарнации, дополняя её знанием закона кармы и путями выхода из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, круговорот рождения и смерти составляет основу изменчивой сансары, никто не обладает абсолютным бессмертием, и никто не живёт единожды. Смерть и рождение есть лишь трансформация для определённого существа, которое является частью изменчивой Вселенной.

Даосисты также принимали идею перевоплощения души. Считалось, что Лао Цзы жил на земле несколько раз. В трактатах даосов есть такие строки: «Рождение не является началом, так же как и смерть - концом. Существует безграничное бытие; существует продолжение без начала. Бытие вне пространства. Непрерывность без начала во времени».

Каббалисты считают, что душа обречена воплощаться в смертном мире раз за разом, пока не воспитает в себе высшие качества Абсолюта, чтобы быть готовой соединиться с ним. Пока существо омрачено эгоистичными помыслами, душа будет попадать в смертный мир и подвергаться испытаниям.

Христиане тоже знали о реинкарнации, но на пятом Вселенском соборе в VI веке информация о ней была запрещена, и все упоминания были изъяты из текстов. Вместо череды рождений и смертей была принята концепция одной жизни, Страшного Суда и вечного пребывания в Аду или Раю без возможности оные покинуть. Согласно же индуистским и буддийским знаниям, душа попадает в Рай и Ад, но лишь на время, в соответствии с тяжестью совершённого греха или значимостью благой заслуги. Некоторые учёные считают, что сам Иисус рождался на земле до тридцати раз, прежде чем воплотиться в качестве миссии из Назарета.

Ислам напрямую идей реинкарнации не поддерживает, склоняясь к христианской версии Суда и ссылки души в Ад или Рай, но в Коране встречаются упоминания о воскресении. Вот, например: «Я умер камнем и воскрес растением. Я умер растением и воскрес животным. Я умер животным и стал Человеком. Чего мне страшиться? Разве смерть обокрала меня?» Можно предположить, что изначальный текст книги тоже подвергся изменениям, хотя исламские богословы это, конечно, отрицают.


Знали о реинкарнации зороастры и майа, идею отсутствия жизни после смерти считали абсурдной египтяне. Пифагор, Сократ, Платон не находили в идеях перевоплощения души ничего удивительного. Приверженцами реинкарнации были Гёте, Вольтер, Джордано Бруно, Виктор Гюго, Оноре де Бальзак, А. Конан-Дойль, Лев Толстой, Карл Юнг и Генри Форд.

Состояние бардо

В буддийских текстах также есть упоминание о «состоянии бардо» - промежутке времени между рождениями. Дословно оно переводится как «между двумя». Насчитывают шесть типов бардо. В разрезе круговорота сансары интересны первые четыре:

  1. Бардо Процесса Умирания. Промежуток времени между началом заболевания, приводящего к смерти, или травмой тела и моментом, когда ум и тело разъединяются. Это время агонии - чрезвычайно важный момент. Способность сохранять в нём самоконтроль имеется только у тех, кто добросовестно практиковал в течение жизни. Если получилось удержать ум под контролем, это великое достижение, в противном случае в этот момент человек будет испытывать сильную боль. Страдания большинства людей в момент смерти бывают чрезвычайно сильными, если же некто накопил много хорошей кармы, то у него будет поддержка. В этом случае, например, человек может переживать видения святых или божеств, являющихся для помощи в этот трудный час. Предсмертные моменты жизни также важны. Переживания, наполняющие ум перед последним вздохом, имеют огромную силу и дают немедленный результат. Если человек имеет благую карму, то он спокоен и не испытывает мук. Если же имеются грехи, о которых человек сожалеет, то раскаяние, проявленное сейчас, поможет очиститься. Молитвы также имеют огромную силу, а благие пожелания немедленно исполняются.
  2. Бардо Дхарматы . Интервал вневременной природы. Ум после освобождения от сигналов, поступающих от органов чувств, переходит в изначальное равновесное состояние своей природы. Истинная природа ума проявляется у каждого существа, так как все обладают изначальной природой Будды. Если бы существам не было присуще это основополагающее качество, то они никогда бы не смогли достичь Просветления.
  3. Бардо Рождения .Время, в котором ум формирует предпосылки к перерождению. Длится от момента выхода из состояния бардо Дхарматы и возникновения неясных кармических предпосылок до момента зачатия.
  4. Бардо Между Рождением и Смертью , или Бардо Жизни . Это обычное повседневное сознание в течение жизни от зачатия и до бардо процесса умирания.
  5. Также выделяют два дополнительных состояния сознания:

  6. Бардо Сна . Глубокого сна без сновидений.
  7. Бардо Медитативной Концентрации . Состояние медитативного сосредоточения.

Карма

Понятие кармы можно рассматривать в двух аспектах. Первый аспект: - это деятельность, имеющая результат. В буддийской традиции карма имеет смысл любого действия. Действием здесь может выступать не только совершённое деяние, но также слово, мысль, намерение или недействие. Все проявления воли живых существ формируют его карму. Второй аспект: карма есть закон причинно-следственной связи, пронизывающий все явления сансары. Всё взаимообусловлено, имеет причину, имеет следствие, ничего не происходит без причины. Карма как закон причинно-следственных связей является основополагающей концепцией в буддизме, объясняющей механизмы процессов рождения и смерти, а также путей прерывания этого круговорота. Если рассматривать карму с этой позиции, то можно дать несколько классификаций. Первая делит понятие кармы на три основных типа:

  • карму
  • акарму
  • викарму

Слово «карма» в этой классификации имеет значение благих деяний, которые ведут к накоплению заслуг. Карма накапливается, когда живое существо действует в соответствии с законами Вселенной и не помышляет об эгоистических выгодах. Деятельность, приносящая пользу окружающим и миру, самосовершенствование - это есть карма. Карма, согласно законам реинкарнации, ведёт к перерождению в более высоких мирах, к уменьшению страдания и открытым возможностям для саморазвития.

Викарма - противоположное понятие. Когда некто действует вопреки законам Вселенной, преследует исключительно личные выгоды, наносит вред миру, то он накапливает не заслуги, а воздаяние. Викарма становится причиной перерождения в нижних мирах, страданий, отсутствия возможности к саморазвитию. В современных религиях викарма называется грехом, т. е. погрешностью относительно мирового порядка, отклонением от него.


Акарма - особый вид деятельности, при котором не происходит ни накопления заслуг, ни накопления воздаяния, это деятельность без последствий. Как такое возможно? Живое существо действует в сансаре согласно указаниям и мотивам своего эго. Абстрагируясь от своего «я» и совершая деяния в качестве не деятеля, а всего лишь инструмента, не источника воли, а проводника чужих идей, существо перекладывает кармическую ответственность на того, чьим именем совершает деяние. Сложность в том, что при этом следует полностью исключить собственные мотивы, суждения, волю, не ожидать от своих дел никаких наград, похвалы, ответных услуг, всецело предав себя в руки носителя идеи. Это деятельность, приносимая в качестве бескорыстного жертвования. Акарма - это деяния святых подвижников, которые творили чудеса именем Божьим, и служение преданных жрецов, вверявших себя воле почитаемого божества; это подвиги и самопожертвование во имя справедливости и спасения страдающих, это деятельность монахов, которые согласно закону Дхармы (закон мировой гармонии) несут благо живым существам из любви и чувства единства со всем мирозданием, ничего не ожидая взамен; это действия, совершаемые из любви и сострадания.

Последний вид кармы напрямую связан с Просветлением, так как позволяет победить своё ложное эго.

Вторая классификация делит карму с точки зрения проявления следствий.

Прарабдха-карма , или последствия деяний, переживаемые сейчас, в этом рождении. Это воздаяние, получаемое за совершённые деяния. Тут о карме можно говорить как о «судьбе».

Апрарабдха-карма , или последствия, которые неизвестно когда и как проявятся, но уже сформированные причинно-следственной связью. Идёт программирование следующих воплощений.

Рудха-кармой называют последствия, которые ещё не наступили в проявленном мире, но человек чувствует их наступление интуитивно, как бы стоя на пороге.

Биджа-карма - это не сами последствия, а причины последствий, которые ещё не сформировали ответную реакцию, но обязательно проявятся. Это посеянные семена, ещё не давшие корней и всходов.


Как ясно из вышеизложенного, закон кармы предполагает всеобщую обусловленность, то есть все события причинно связаны. Вращение колеса сансары происходит благодаря этой связи. Одно цепляет другое и так далее до бесконечности.

Как выйти из колеса сансары?

Благие и неблагие деяния

Основной причиной, затягивающей существ в круговорот перерождений, являются три яда, обозначаемые символически в виде свиньи невежества, петуха страсти и змея гнева. Искоренение этих омрачений помогает освободиться от негативной кармы и найти выход из колеса сансары. Согласно буддийскому учению, есть десять благих и десять неблагих видов поступков, создающих ту или иную карму.

Негативные поступки состоят из действий тела, речи и ума. Телом можно согрешить, совершая убийство из глупости, гнева или желания удовольствия. Совершая кражу силой или обманом. Совершая измены партнёру, изнасилования или всякие извращения сексуального характера.

Речью можно согрешить, солгав во вред другим и на пользу себе, создав ссору, сплетничая и злословя: грубя собеседнику напрямую или за спиной, отпуская обидные шутки.

Умом можно согрешить, имея неправильные (не соответствующие истине) взгляды, враждебные мысли в отношении других людей или их деятельности, жадные помыслы об обладании чужим или привязанности к своему имуществу, жажде богатства.


Десять положительных деяний очищают ум и ведут к освобождению. Это:

  1. Спасение жизни любых существ: от букашки до человека.
  2. Щедрость, причём не только в отношении материальных вещей.
  3. Верность в отношениях, отсутствие половой распущенности.
  4. Правдивость.
  5. Примирение враждующих.
  6. Мирная (доброжелательная, мягкая) речь.
  7. Непраздная мудрая речь.
  8. Удовлетворённость тем, что имеешь.
  9. Любовь и сострадание к людям.
  10. Понимание природы вещей (знание законов кармы, постижение учения Будды, самообразование).

По закону кармы все деяния живых существ имеют свой уникальный вес и не подлежат взаимозачёту. За хорошие поступки следует награда, за плохие - воздаяние, если в христианстве есть принцип «взвешивания» суммарных заслуг и грехов, то в отношении колеса сансары и учения Будды за все придётся рассчитываться индивидуально. Согласно древнему индийскому эпосу Махабхарата, где описаны жизни как великих героев, так и великих грешников, даже герои попадают в ад, чтобы искупить свою плохую карму, прежде чем вознестись на небо, а злодеи, прежде чем низвергнуться в ад, имеют право пировать с богами, если у них есть определённые заслуги.

Изображение колеса сансары

Обычно символично колесо сансары изображают в виде старинного колесничного с восемью спицами, но также есть каноническое изображение круговорота жизни и смерти, распространённое в буддийской иконографии. Танка (изображение на ткани) содержит множество символов и иллюстраций процессов, происходящих с душой в круговороте перерождений, и имеет указание то, как выйти из колеса сансары.


Центральное изображение самой сансары вмещает один центральный круг и четыре окружности, поделённые на сегменты, иллюстрирующие действие закона кармы. В центре всегда находятся три существа, обозначающие три главных яда ума: невежество в образе свиньи, страсть и привязанность в образе петуха и гнев и отвращение в виде змея. Три этих яда лежат в основе всего круговорота сансары, существо, чей разум омрачён ими, обречено перерождаться в проявленных мирах, накапливая и искупая карму.

Второй круг называется Бардо, по названию состояния между рождениями, которое было описано выше. Он имеет светлую и тёмную части, символизируя благие заслуги и грехи, которые ведут либо к перерождению в высших мирах, либо в адах соответственно.

Следующий круг имеет шесть частей по числу шести типов миров: от самых мрачных к самым светлым. В каждом сегменте также изображён Будда либо бодхисатва (святой учитель дхармы), приходящий в данный мир из сострадания, чтобы спасать живых существ от страданий.

В соответствии с буддийским учением миры могут быть:


Хотя миры и расположены по кругу, переродиться можно как снизу вверх, так и сверху вниз, из человеческого мира можно вознестись в мир богов или упасть в ад. Но на мире людей надо остановиться поподробнее. По мнению буддистов, человеческое рождение наиболее выигрышное, так как человек балансирует между нестерпимыми страданиями адов и самозабвенным блаженством богов. Человек может осознать закон кармы и встать на путь освобождения. Часто человеческую жизнь называют «драгоценным человеческим рождением», так как существо получает шанс найти выход из круговорота сансары.

Внешний ободок в изображении символически иллюстрирует закон кармы в действии. Сегменты читаются с верхнего по часовой стрелке, всего их двенадцать.


Первый сюжет указывает на неведение относительно природы мира, его законов и незнание истины. Человек со стрелой в глазу - символ отсутствия ясного видения происходящего. Из-за этого неведения существа и попадают в круговорот миров, крутясь в нём наугад и действуя без чёткой осознанности.

Второй сюжет изображает гончара за работой. Как мастер лепит форму горшка, так и спонтанные неосознанные мотивы формируют предпосылки для нового рождения. Сырая глина бесформенна, но она заранее содержит в себе бесконечное число форм всех изделий из неё. Обычно этот этап соответствует зачатию.

Третий сюжет изображает обезьяну. Неугомонная обезьяна символизирует беспокойный ум, имеющий природу двойственного (не единого, не истинного) восприятия, в таком уме уже содержатся семена кармических тенденций.

Четвёртая картинка показывает двоих людей в лодке. Это значит, что на основе кармы создаётся определённая форма проявления существа в мире и его миссия на данное воплощение, то есть существо осознаёт себя как такое или иное, проявляются психофизические характеристики будущей жизни, формируются предпосылки жизненных обстоятельств.

Пятая картинка изображает дом с шестью окнами. Эти окна в доме символизируют шесть потоков восприятия по шести органам чувств (включая ум), по которым существо получает информацию.

На шестом секторе изображена пара, предающаяся любви, что означает, что органы восприятия вошли в контакт с внешним миром и начали получать информацию. Этот этап соответствует рождению в проявленных мирах.

Седьмая картина показывает воду, выливаемую на раскалённое железо. То есть, полученные ощущения ум распознает как привлекательные, отвратительные или нейтральные.

Восьмая картина изображает человека, пьющего алкоголь (пиво, вино), что символизирует возникновение пристрастий или антипатий на основе суждений о полученных ощущениях.

Девятый сектор показывает снова обезьяну, которая собирает плоды. То есть ум создаёт для себя правила поведения – приятное надо желать, неприятного избегать, нейтральное игнорировать.

Десятая часть изображает беременную женщину. Так как сформированные подсознанием штампы поведения сформировали кармические предпосылки для нового воплощения в мирах сансары.

На одиннадцатой картинке женщина рожает дитя. Это есть результат действия кармы, созданной в предыдущей жизни.

И последний сектор содержит изображение покойника либо урны с прахом, символизирующих бренность любой проявленной жизни, её конечность. Таким вот образом для живого существа колесо сансары дало оборот.


Всё колесо сансары с его наполнением крепко держит в своих острых когтях и зубах божество Яма - божество смерти (в смысле бренности и непостоянства всего), из такой хватки вырваться совсем не просто. В иконографии Яма изображается синим цветом (грозным), с рогатой бычьей головой о трёх глазах, зрящих в прошлое, настоящее и будущее, в окружении пламенной ауры. На шее Ямы ожерелье из черепов, в руках жезл с черепом, аркан для ловли душ, меч и драгоценный талисман, подразумевающий власть над подземными сокровищами. Яма является также посмертным судьёй и владыкой подземного (адского) мира. Как бы в противовес такому суровому существу, рядом, вне колеса, стоит Будда, указывающий на Луну.

Образ Будды - это указатель, как выйти из колеса сансары, знак существования пути освобождения, пути, который ведёт к умиротворению и спокойствию (символ прохладной Луны).

Восьмеричный (срединный) путь освобождения

Как остановить колесо сансары? Разорвать цикл перерождений можно, следуя Срединным путём, который назван так, потому что доступен абсолютно всем существам и не предполагает каких-либо крайних, доступных лишь избранным, методов. Он состоит из трёх больших этапов:

  1. Мудрость
    1. Правильное воззрение
    2. Правильное намерение
  2. Нравственность
    1. Правильная речь
    2. Правильное поведение
    3. Правильный образ жизни
  3. Сосредоточение
    1. Правильное усилие
    2. Правильное направление мысли
    3. Правильное сосредоточение

Правильное воззрение заключается в осознании и принятии Четырёх благородных истин. Осознание закона кармы и истинной природы ума. Путь освобождения заключается в очищении сознания - единственной истинной реальности.

Правильное намерение заключается в работе над желаниями, трансформации негативных эмоций в позитивные, развитии благих качеств. Осознавая единство всего сущего, практик воспитывает чувство любви и сострадания к миру.

Нравственность очень важна на пути, так как без неё Просветление не осуществимо. Для соблюдения нравственности требуется не совершать греховных действий и не допускать одурманивания ума разными средствами. Последнее очень важно, так как одурманенный ум туп, не способен самоочиститься.


Правильная речь заключается в воздержании от четырёх греховных деяний, проявляющихся через речь. Напомним, это воздержание от лжи, грубости, сплетен и слов, приводящих к ссорам. Правильное поведение заключается в воздержании от греховных деяний, совершаемых через тело (убийство, присвоение чужого разными способами, измены и извращения, а также для людей духовного сана - соблюдение целибата).

Правильный образ жизни предполагает добычу средств существования честным путём, не создающим дурной кармы. Вредят Просветлению такие виды деятельности, как торговля живыми существами (людьми и животными), работорговля, проституция, деятельность, связанная с изготовлением и продажей оружия и инструментов убийства. Служба в армии считается благим делом, так как мыслится как защита, в то время как торговля вооружениями провоцирует агрессию и конфликты. Также греховны деяния по производству мяса и мясных продуктов, создание и торговля алкоголем и наркотиками, обманная деятельность (мошенничество, использование чужой неосведомлённости), любая преступная деятельность. Жизнь человека не должна быть поставлена в зависимость от материального. Излишества и роскошь порождают страсти и зависть, мирской быт должен носить разумный характер.

Правильное усилие по искоренению застарелых убеждений и устоявшихся штампов. Непрерывное самосовершенствование, развитие гибкости мышления и наполнение ума позитивными мыслями и мотивациями.

Правильное направление мысли предполагает неустанную бдительность в осознании происходящего как оно есть, без субъективных суждений. Тем самым искореняется чувство зависимости от всего, что ум называет «моё» и «я». Тело - это только тело, чувства - всего лишь ощущения тела, состояние сознания - всего лишь данное состояние сознания. Мысля так, человек освобождается от привязанностей, связанных с ними беспокойств, необоснованных желаний и больше не страдает.


Правильное сосредоточение достигается практиками медитации различных уровней углублённости и ведёт к Малой Нирване, то есть личностному освобождению. В буддизме это называется состоянием архата. Вообще, различают три типа нирваны:

  1. мгновенная - краткосрочное состояние покоя и умиротворения, которое испытывали многие люди в течение жизни;
  2. актуальная нирвана - состояние Достигшего нирваны в этом теле при жизни (архата);
  3. нескончаемая нирвана (паринирвана ) - состояние Достигшего нирваны после разрушения физического тела, то есть состояние Будды.

Заключение

Итак, в разных традициях, колесо сансары значение имеет примерно одинаковое. Дополнительно про колесо сансары можно читать в текстах буддийских сутр, где подробно описываются механизмы кармы: какое именно воздаяние за какие грехи и заслуги получает человек, как устроена жизнь в высших мирах, что движет живыми существами каждого из миров? Наиболее подробное описание колеса перерождений содержится в учении об освобождении, а также в текстах Упанишад.

Если кратко, то колесо сансары означает круговорот рождения и смерти посредством реинкарнации и в соответствии с законами кармы. Проходя цикл за циклом, живые существа приобретают опыт различных воплощений, страданий и наслаждений. Этот круговорот может длиться неисчислимо долго: от сотворения Вселенной до её разрушения, поэтому основной задачей для всех осознанных умов является устранение невежества и выход в нирвану. Осознание четырёх Благородных истин открывает подлинный взгляд на сансару как на великую иллюзию, пронизанную непостоянством. Пока колесо сансары не дало оборот и мир ещё существует, следует продвигаться по Срединному пути, данному людям Буддой. Именно этот путь является единственным надёжным средством избавления от страданий.