Гонец с письмом от полководца. Письмоносец выходит на дорогу. «Решил я писанием известить тебя…»

Получение и распространение информации - потребности, которые люди ощутили еще задолго до того, как появилось такое понятие как "почта". Сначала роль этого общественного института выполняли гонцы, они передавали не только письменные, но и устные сообщения. Но ведь все примитивное с развитием цивилизации становится все удобнее и совершеннее. То же произошло и с почтой, она прошла интересный путь становления, о котором мы и расскажем.

Итак, древние люди использовали для усиления звука стволы деревьев, они могли передавать информацию пока еще только с помощью собственного голоса. Также в ход поли барабаны, с их помощью люди извещали друг друга о приближении гонца. Сами же древние "почтальоны" пока еще ходили пешком, чуть позже в качестве средства передвижения они стали использовать лошадей. Дальше гонцы стали передавать письменные эстафеты друг другу, это можно уже считать первым прообразом государственной почтовой связи.

С того момента, как появилась письменность, почта стала само собой разумеющимся явлением, просто она еще не имела как такового наименования. С приходом рабовладельческого строя правители почувствовали необходимость в информации из соседних стран, им нужно было контролировать обстановку в мире. Так, можно сказать, что это стало предпосылкой появления некоторого порядка в сообщениях. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время они естественно носили исключительно военный характер. Вообще, более всего к современной модели почты можно причислить египетскую.

В Древнем Египте почта состояла из множества гонцов, все они передавали информацию фараону. Гонцы должны были преодолевать достаточно длинные дистанции как можно быстрее, они нашли такое решение как почтовые голуби. Это вовсе не сказки и не выдумки, почтовые голуби - совершенно настоящее историческое явление. Так, Из Египта постепенно голубиная почта распространилась по всему миру как самый удобный и быстрый способ передачи писем.

Лишь у самых богатых людей Древнего Рима были свои гонцы, а вот государственную почту основал уже Юлий Цезарь, он подчинил ее себе самому, никто в частных целях не мог использовать почту. Так, на суше почтовые связи проводили с помощью коней, на кораблях переплавляли также письма через моря. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. Посередине пути между ними находились другие станции - более маленькие. Так, фраза "Statio posita in…" переводится как "станция, расположенная в…", вот откуда и пошло слово "почта", "post".

Развивалась торговля, разного рода ремесла, все это заставляло передачу сообщений идти все дальше и дальше в своем развитии. Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, они уже специализировались именно на купцах и торговцах, передавая им нужную информацию. А вот в крупных купеческих домах вообще были собственные курьеры.

Надо сказать, что в 19 веке появились железные дороги, в 20 веке к транспортной сети добавились еще и самолеты, теперь скорость почты вообще взлетела до небес (по тем меркам). Так, отсюда следует отсчитывать почту общую для всех граждан, без деления на социальные классы и на содержание информации. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Тогда же появились почтовые таксы, торговые операции разного рода, иные почтовые услуги.

В 1876 году мир увидел телеграф, также появилось радио, но почта так и осталась важным институтом общества, который и сегодня не теряет своей популярности и необходимости. Конечно, сменились виды основной почтовой направленности, но сама суть функционирования почтовых сообщений остается неизменна.

14.10.2010 - 10:54

Мы не задумываемся о том, что многие привычные для нас вещи, прочно вошедшие в наш быт, имеют свою историю, зачастую насчитывающую несколько веков. Например, почта, давно и прочно вошедшая в наш быт, существует уже множество лет - точнее, тысячелетий, и постоянно при этом совершенствуется, стремясь идти в ногу со временем...

Письмо из Египта

С самых древних времен люди стремились передать информацию своим соплеменникам. Еще в каменном веке существовали "письма" - последние известия передавались дымом костров или ударами в сигнальный барабан. Позже появляются первые "почтальоны" - гонцы, которые передавали устные сообщения. Эти гонцы должны были заучить "письмо" со слов отправителя, а затем пересказать его наизусть адресату. Интересно, что память об этом до сих пор сохранилась в нашем языке. Мы гораздо чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".

Многие древние государства обладали весьма развитой структурой почтовой связи. В Ассирии, древнем Египте, Персии, Риме по дорогам передвигалось множество гонцов - с устными собщениями или же с папирусными и пергаментными посланиями. Посланники сменялись или пересаживались на других лошадей на специально построенных для этого станциях. Интересно, что именно от латинского выражения "mansio pozita"... (станция в пункте) и произошло слово "почта", которое во многих языках звучит примерно одинаково.

Племена, обитавшие и кочевавшие на территории нашей будущей страны, тоже не желали оставаться без информационной поддержки. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали, что скифы и сарматы передают устные сообщения с гонцами.

Древнерусское письмо

Шло время, и мир менялся. В IX веке появляется новое государство - Киевская Русь, и почти тут же в этом государстве закладываются основы русской почтовой службы. Сначала письма пересылаются со случайными людьми, чаще всего с много путешествующими купцами. Первое упоминание о гонцах, специально посланных с известиями, встречается в "Повести временных лет". Относится это упоминание к 885 году, который и принято считать началом истории отечественной почты: "послал Олег к Родимичам, спрашивая"...

Почта в силу своей важности для молодого государства довольно быстро становится упорядоченной - уже в 984 году появляется так называемый "повоз" - повинность для населения выставлять лошадей с повозками для княжеских гонцов, несущих важные вести. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с наиболее развитой по тем временам почтой, возникают первые правила проезда гонцов по русским землям.

Татаро-монгольское иго принесло неисчислимые беды русской земле, в том числе и развитию почты. Единственное, что русские позаимствовали у захватчиков, так это новое название почты - ямская гоньба. Появилась она в XIII веке и просуществовала до второй половины XIX в. На важных дорогах были построены ямские дворы, где гонец мог сменить лошадь. В XVI в. для руководства ямской гоньбой создано государственное учреждение - Ямской приказ. Затем специальным правительственным указом была учреждена новая должность в государстве - начальник ямского приказа. На этот пост дважды назначался князь Дмитрий Пожарский.
Петр I за время своего правления существенно преобразовал российскую почту. Было открыто большое количество новых почтовых трактов, введены почтовые печати, заложены основы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единому образцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемые краской на каждом отдельном письме.

В 1714 году была создана специальная почта для обслуживания армии и военнослужащих, а для перевозки почты начали использовать водный транспорт. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений - 458.

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, а взамен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1784 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20000 руб.

В начале 70-х годов XVIII в. появляется "Проект о заведении почтовых станов и должности содержателей", на основе которого почти 80 лет составлялись правила организации почтовой гоньбы. На почтах впервые свозникает должность содержателя станции, известная впоследствии под названием "станционный смотритель" - фигура, ставшая вполне легендарной, (в селе Выра Ленинградской области даже есть музей станционного смотрителя). В то же время зарождаются новые термины: эстафета, конверт, почтовый колокольчик, тройка. Почтовая тройка тоже становится образом, глубоко вошедшим в песенное и литературное творчество.

В 1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, почта переходит под попечение Министерства внутренних дел. В почтовой отрасли происходят важные изменения: вводится городская почта, появляются новые правила содержания почтовых станций, приведятся к единообразию почтовые операции. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой строится первое шоссе. Постепенно другие главные дороги страны переоборудованы в шоссейные, что дает возможность объединить перевозку почты с перевозкой пассажиров. К концу XIX столетия практически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовой связью.

Интересно, что должность почтальона в те времена была весьма перспективной и ответственной. При приеме на эту работу надо было выдержать довольно строгий конкурсный отбор и некоторое время поработать, как сейчас говорят, на испытательном сроке, перед прохождением которого соискатель давал подписку о конфиденциальности телеграфной корреспонденции и о том, что кандидат не имеет претензий за долгое ожидание зачисления его в штат почтальонов.

Весьма любопытна история появления первого почтового ящика в России. Сделан он был из дюймовых досок, обшит снаружи листовым железом и установлен в Санкт-Петербурге в 1848 году. Эти ящики были чрезвычайно неудобны и слишком легко взламывались. Многие злоумышленники попросту уносили их вместе с письмами с собой. Поэтому власти вскоре заменили деревянные ящики на чугунные, весом свыше 40 килограммов. И только в 1910 году конструктор П.Н. Шабаров разработал почтовый ящик с механически открывающейся дверцей. Его изобретением пользуются до сих пор.

Почта XX века

Первая мировая война, революция, Гражданская война нанесли значительный урон почте России. Связь столицы с частью районов была полностью или частично нарушена. Но постепенно почтовые маршруты были восстановлены, возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирный почтовый союз. А в 1922 году началась воздушная перевозка почты на международных и внутренних линиях. Конные упряжки заменялись автомобилями, значительно пополнился парк железнодорожных почтовых вагонов. Но начинается война, и почта становится одним из самых важных стратегических объектов, подвергаясь при этом значительным разрушениям со стороны врага.

Важно было в совершенно тяжелых условиях организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтом и тылом. Несмотря на то, что захватчики уничтожили около 36000 предприятий связи, ежемесячно в действующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем. В 1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работа по восстановлению почтовой связи. В 1945 году деятельность органов связи была возобновлена практически на всей территории страны.

Война закончилась, и страна начала залечивать раны, нанесенные врагом. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, было восстановлено и доведено до довоенного уровня. Затем начинается новый виток в развитии почтовой связи в СССР. Растет сеть предприятий связи, в самых глухих и труднодоступных местах появляются почтовые отделения. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которые устанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, на станциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад. Затем почта становится все более современной и механизированной, а время ожидания письма получателями все уменьшается и уменьшается. Произошло это благодаря появлению множества современных почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин.

Письма будущего

Наступил XXI век. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что вскоре для пересылки почты совсем не потребуется налаженная веками сложная структура почтовых ведомств. Изобретение интернета и электронной почты сэкономило огромное количество времени для желающих получать срочную корреспонденцию.

В наши дни промежуток между отправлением письма и получением его адресатом из любой точки мира занимает буквально долю секунды. Достаточно обзавестись электронным адресом (интересно, что многие пользователи e-mail называют этот процесс "завести ящик" - то есть, почтовая лексика плавно переходит для обозначения новых технологий).

Вы пишете своему другу электронное письмо в США, и через пару минут можете читать его ответ с самыми свежими новостями или рассматривать фотографии, сделанные им буквально вчера или сегодня. Конечно, далеко не все имеют свой компьютер с выходом в Интернет, но, судя по скорости компьютеризации населения нашей страны, вскоре работы у почтальонов станет гораздо меньше. Возможно, что лет через 50 у них останется только обязанность носить извещения о полученной вами посылке - потому как вряд ли за столь короткое время будет освоена телепортация материальных объектов. Хотя - кто знает....

  • 5482 просмотра

ГОНЕЦ, гонца, муж. (устар.). Лицо, спешно посланное с каким нибудь сообщением в далекое место, нарочный, курьер. «Едет с грамотой гонец.» Пушкин. || перен. Вестник. «Мы (ручьи) молодой весны гонцы.» Тютчев. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

Икряный. Жарг. нарк. Торговец или вольнонаёмный работник ИТУ, имеющий при себе много наркотиков. Грачев 1994, 10; Грачев 1996, 19. Гонец из Пензы. Жарг. мол. Шутл. Обманщик, лгун. Максимов, 92. Гонца давать. Арх. Очень быстро бежать, мчаться. АОС … Большой словарь русских поговорок

гонец - ГОНЕЦ, гонца, м. Тот, кто покупает спиртное. Не послать ли нам гонца за бутылочкой винца … Словарь русского арго

Гонец: Гонец (устар.) посланник, курьер. «Гонец» (в названиях): «Гонец» название российской спутниковой системы связи, входящих в её состав космических аппаратов и организации оператора «Гонец» («Восстал род на род») название картины… … Википедия

гонец - , нца, м. ** Гонец революции. патет. Дипкурьер первых лет советской власти. ◘ Советские дипкурьеры, защищая от налетчиков дипломатическую почту, держались стойко. Теперь на мемориальном стенде МИДа висят их портреты. Рядом фотографии тех … Толковый словарь языка Совдепии

гонец - 1. мелкий сбытчик наркотиков. Гонец приехал, мешок травы привёз (Приехал поставщик наркотиков, привёз много анаши). Жаргон наркоманов 2. сборщик растительного сырья для поизводства наркотиков. Вова гонцом заделался, на дербан поехал… … Cловарь современной лексики, жаргона и сленга

Пеший или конный человек, доставляющий известия, распоряжения, письма. В России слово Г. распространилось с середины 14 в. и использ. до начала 18 в., когда ему на смену пришли слова курьер и фельдъегерь … Большой филателистический словарь

М. 1. Тот, кто послан куда либо со срочным поручением, известием. 2. Посланец, прибывший откуда либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Гонец, гонцы, гонца, гонцов, гонцу, гонцам, гонца, гонцов, гонцом, гонцами, гонце, гонцах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Гонец , Михаил Бабкин. Игристое вино-шампанское? Дорогой коньяк? А может быть, крепкая русская водка? Нет, нынешние герои М. Бабкина - а все они представители неслабой половины человечества- выбирают пиво! А что из…
  • Гонец , Ануар Алимжанов. В 1723 году объединенная армия казахских батыров отбросила от своих границ джунгарские полчища. Но силы были неравны. Под давлением народных масс казахские ханы обратились к России с просьбой…

АКЦИЯ!!!
Предпочтовая обработка, удаление повторов, проверка и простановка почтовых индексов в адресных базах данных клиентов – БЕСПЛАТНО!


ПОВЫШЕНИЕ ПОЧТОВЫХ ТАРИФОВ "ПОЧТОЙ РОССИИ".
С 12.04.2019 г. повышаются тарифы на услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции.



История почты

История почты: как появились почтовые услуги

Еще в древности люди испытывали необходимость в получении различных известий из других стран или населенных местностей. Устные или письменные известия приносили в город гонцы. Но, чем совершеннее становилась человеческая цивилизация, тем больше изменений происходило в способах и формах почтовой связи.

Именно благодаря использованию голоса для передачи информации, возникла членораздельная речь. Но, недостатком такого способа передачи новостей было то, что человеческий голос слышен только на небольшом расстоянии. В результате этого, для усиления голоса стали использовать полые стволы деревьев, а также барабаны, извещающие народ о приближении гонца. Вначале гонцы преодолевали разные расстояния пешком, а позднее появились конные гонцы. В древние времена была налажена государственная почтовая связь, которая представляла собой письменные сообщения, доставляемые гонцами по принципу эстафеты.

Началом возникновения почтовой связи является зарождение письменности. С момента появления рабовладельческих стран появилась необходимость правителей быть в курсе всего, что происходит в их стране. ТОгда почтовая связь стала упорядоченной. Первые учреждения такой почтовой связи появились в античные времена. Первое время эти учреждения носили исключительно военный характер. Самыми развитыми почтовые связи считались в Египте, именно их можно считать предшественником современной почты.

Почта Древнего Египта состояла из многочисленных гонцов, снабжающих фараонов информацией. Гонцам необходимо было преодолевать длинные расстояния за возможно короткие сроки, поэтому в качестве почтальонов стали использовать еще и почтовых голубей. Такая почтовая система постепенно стала появляться и в других странах.

В Древнем Риме собственных гонцов себе могли позволить только богачи. Основана государственная почта была Юлием Цезарем. Она была подчинена непосредственно императору и не была предназначена для частного использования. На суше почтовые перевозки осуществлялись с помощью коней, по морю переправлялись на кораблях. В крупных центрах находились специальные станции, служащие всадникам пристанищем во время долгого пути. Здесь их ждали подготовленные лошади и повозки на случаи такой необходимости. между каждыми двумя такими станциями находились более мелкие. В те времена использовалась фраза «Statio posita in...», которая означала «станция, расположенная в...». Именно от слова «posita» произошло слово «post» — почта.

С развитием торговли и ремесел повысился интерес к передаче сообщений, рассылке писем . Это способствовало появлению разнообразных посыльных служб и почт, которые обслуживали ремесленников и купцов. Купеческая почта находилась в крупных торговых домах, имеющих своих собственных курьеров.

В 19 веке с появлением железных дорог и пароходства, а в 20 веке еще и самолета, скорость почтовых рассылок значительно увеличилась. Почта приобрела общегосударственное значение и стала обслуживать всех граждан. Железнодорожная сеть стремительно развивалась и число поездов ежедневно увеличивалось, соответственно возросло и число почт. Почта стала более усовершенствованной, появились дешевые почтовые таксы, а также целый ряд новых торговых операций и почтовых услуг .

Даже когда был изобретен в 1876 году телефон, телеграф и радио, почта не утратила свою важную роль средства массового общения.

«Мой трон покоится на четырех столпах, а моя власть опирается на четырех человек: это - безупречный кади (судья), энергичный начальник полиции, деятельный министр финансов и мудрый почтмейстер, который информирует меня обо всём» . Эти слова принадлежат Халифу Абу Джефару Мансуру - багдадскому халифу, правившему в VIII веке.

Впрочем, важность почтовой связи для контроля над своими владениями и связи с чужими прекрасно понимали правители, жившие задолго до Мансура.

Почта древнего Египта

Известно, что уже в 3 тысячелетии до н.э. у египетских фараонов была вполне организованная служба гонцов - как пеших, так и конных. Благодаря им, правитель мог передавать свои повеления в самые дальние уголки страны, общаться со своими коллегами-конкурентами, а также получать необходимую информацию о том, что творится за пределами столицы. Гонцы первыми сообщали фараону о мятежах или вторжении вражеских войск.
Насколько почётной была работа скорохода неизвестно, зато опасностей хватало, поэтому перед уходом в дальний путь гонец обязательно завещал своё имущество детям - мало ли что...

Почтовая связь Инков

Существовали свои скороходы и на обратной стороне земного шара - прежде всего, в царстве Великого Инки. Индейская почтовая служба называлась "часки", а гонцы делились на две категории: атун-часки и чуро-часки . Первые служили и подчинялись исключительно верховному правителю, а вторые - передавали посылки и донесения от всех прочих.
До прихода бледнолицых индейцы не знали лошадей, а на ламах быстро не доскачешь. Поэтому гонцы передвигались исключительно пешком. Хотя у инков и были дороги, из-за гористой местности долго и быстро бежать по ним было трудно. Поэтому через каждые 2-5 км стояли посты-чуклы. На них запыхавшихся гонцов ждали свежие часки, чтобы забрать сообщение или посылку и продолжить путь. Известно, что пятисоткилометровая дорога, по которой доставляли рыбу от побережья в столицу, преодолевалась где-то за два дня.

Если поручение не терпело малейшего промедления, часка извещал о своём приближении к чукле, трубя в специальный рожок. Были свои ритуалы и при доставке сообщения. Если оно было радостным, в волосы вплетали красные ленты и махали кинжалом. А вот грустные рекомендовалось передавать тихо, стоя перед Великим Инкой на коленях.
Своих гонцов инки готовили с детства. Тренировки и строгие наказания делали часки выносливыми и стойкими. Тайна переписки блюлась очень строго.

Сьеса де Леон, «Хроника Перу»:
«...в таком строгом секрете вели свои дела те, кто проживал на почтовых станциях, что ни по просьбе, ни под угрозами, никогда они не рассказывали о том, что собирались передать в сообщении, пусть даже уведомление уже ушло дальше».

Правда, до старости гонцы доживали редко: ведь одно дело - утренняя пробежка трусцой, а другое - гонка на пределе сил.

Почта северных народов

Что касается северных народов, то у них сформировалась весьма специфическая почтовая связь - кочевая. Например, едет северный абориген на оленьей упряжке, а по пути встречает другого. Если встречный ехал в необходимом направлении, то ему передавалось послание. Если к посланию было привязано перо, то это означало: случилась беда, гони оленей во весь опор. И не дай Бог, прикрепить эту срочную "почтовую марку" на обычное послание - ни один порядочный человек с тобой общаться потом не будет.

Почтовая служба древней Греции

В отличие от Египта и Империи Инков, Древняя Греция представляла собой некий конгломерат суверенных городов-государств (полисов). Поэтому централизованной регулярной почтовой службы у них не было. Каждый полис содержал своих скороходов, которых называли "гемеродромы " ("дневные гонцы"). Известно, что за час гемеродром мог пробежать 55 стадий (около 10 км). Неудивительно, что многие гонцы становились победителями древних Олимпиад, и наоборот - олимпийских бегунов-призёров брали работать гонцами.

Персидская почта

А вот у извечных врагов древних греков - персов - регулярная почтовая связь "ангарейон " была налажена куда лучше - во многом благодаря царю Киру II (VI век до н.э.).

Эффективность персидской почты определялась двумя условиями. Первое - хорошо оборудованная сеть дорог, которые вели от столицы к окраинам Персии. Второе - наличие на этих дорогах почтовых станций со своими управляющими. Обычно станции были удалены друг от друга на расстоянии дневного пробега лошади, и именно там гонцы отдыхали и меняли лошадей.



Важнейшие дороги Персидского царства.

Например, на, так называемой, "Царской дороге" протяжённостью 2500 км располагалось 111 станций. И если пеший гонец мог преодолеть такой путь за 90 дней, то всадники покрывали его буквально за 6-8 дней. Почтовая эстафета была фактически круглосуточной - послание дневного гонца тут же забирал на станции гонец ночной.

Похожую систему почтовой связи позже создадут и улучшат римляне, но о них мы поговорим в отдельной статье.