Камеры против осаго: как и кого будут штрафовать. Дорожные камеры не будут выявлять у водителей наличие полиса осаго Фиксируют ли камеры отсутствие полиса осаго

На территории Российской Федерации полис страхования ОСАГО является обязательным для всех водителей. Его нужно предъявлять по требованию инспектора.

Полис всегда должен быть вместе с техническим паспортом на транспортное средство и регистрации и иметь актуальный срок действия. По новым правилам от нынешнего года, если у водителя нет нужного полиса, его могут оштрафовать.

На территории страны уже действуют новые правила, по которым автомобильные инспекторы будут штрафовать российских водителей за езду без обязательного полиса ОСАГО. Вот только теперь больше не действует запрет на пользование машиной.

По действующим правилам дорожного движения в России, все водители, за некоторым исключением, должны всегда страховать свои гражданские транспортные средства. В ином случае, их ждет штраф и административная ответственность.

Штраф за отсутствие страховки на 2019 год составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП. На него действует скидка 50% (оплатить можно 400 рублей) в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. В случае, если письмо с камеры придёт позже этого срока, то Конституционный суд постановил, что этот срок можно восстановить.

Помимо штрафа, больше ничего не предусмотрено – ни эвакуации на штрафстоянку, ни других мер обеспечения. Также у этого штрафа нет повторности нарушения.

Механизм работы системы, когда камеры начнут штрафовать

Запуск системы планировался еще в 2016 году, но не состоялся из-за технических сложностей с синхронизацией баз данных ГИБДД и РСА (Российского союза автостраховщиков). В итоге спустя два года специалистам этих структур удалось создать единую базу, которая уже находится на завершающем этапе разработки и готова к запуску в тестовом режиме.

Уже с 1 сентября 2019 года должна быть запущена система автофиксации, которая будет выписывать штрафы за езду без страховки. Она будет работать следующим образом: в течение дня камеры будут собирать информацию и проехавших автомобилях, а в ночное время (когда снижается нагрузка на трафик) будут передавать их на обработку. Далее каждая машина будет проверятся по базам РСА и ГИБДД. Если там будет отсутствовать информация о наличии действительного страхового полиса, то автоматически водителю будет выписываться штраф. Для исключения сбоев в работе системы и во избежание ложных наказаний водителей каждый факт будет дополнительно проверять инспектор.

Такой подход позволит привлечь к ответственности автовладельцев без полиса ОСАГО даже если они выехали только 1 раз за сутки. При этом в Постановлении Верховного суда для водителей предусмотрено время на устранение правонарушения, то есть оформление страхового полиса.

Предполагается, что законопослушные автовладельцы только выиграют от внедрения новой автофиксации, поскольку число машин без «автогражданки» с каждым годом только растет и становится большой проблемой. Водители, которые оказываются пострадавшими в ДТП не могут добиться взыскания ущерба ни через страховую по условиям ОСАГО (из-за отсутствия самого полиса) ни с самого виновника (из-за отсутствия официальных доходов).

На данный момент остается открытым вопрос, будет ли система сопоставлять регистрационные данные об автомобиле из ГИБДД и РСА (которые прописываются в договоре со страховой компанией и влияют на цену полиса). Иначе многие водители могут использовать эту «лазейку», чтобы оформлять фиктивные полисы ОСАГО, договариваясь с жителями «дешевых» регионов с минимальным территориальным коэффициентом и, соответственно, стоимостью полиса. Но в любом случае камера не будет идентифицировать личность водителя за рулем, поэтому, чтобы избежать штрафа, можно обойтись страховкой даже для одного водителя.

Оплата штрафов

Сумма штрафа за отсутствие «автогражданки» на 2019 год составляет 800 руб. Но при его уплате в течение 20 дней распространяется скидка 50%, то есть можно оплачивать в таком случае только 400 руб. Для писем, которые будут приходить позже «скидочного» срока, Конституционный суд предусмотрел возможность его восстановления.

Отсутствие полиса ОСАГО будет грозить только штрафом. При этом на него не распространяется понятие «повторности нарушения», поэтому автовладелец будет получать наказание каждый раз при попадании в область видимости камеры.

На заметку! Изначально в ГИБДД настаивали на подходе «штраф за каждый проезд под камерой», но по словам представителей РСС в итоге удалось договориться, что в день будет выписываться не более одного штрафа.

Благодаря этой системе в течение года власти рассчитывают на пополнение бюджета значительными суммами. Какие-либо другие меры воздействия на нарушителей не предусмотрены, поэтому автомобили не будут отправлять на штрафплощадку.

Потенциальные сложности

Остается открытым вопрос решения ситуации для водителей, которые приобрели автомобиль менее 10 дней назад, поскольку ФЗ-40 «Об ОСАГО» предусмотрена возможность в течение 10 дней передвигаться без оформления страховки. В официальных источниках нет информации о том, как камеры будут реагировать на такой автомобиль. Изменение собственника изначально отражается только в бумажном договоре купли-продажи, но при этом не требует даже заверения у нотариуса, а ГИБДД уведомляется об этом факте только при регистрации транспортного средства. Скорее всего единственным выходом для таких случаев будет обращение в суд, чтобы обжаловать штраф за отсутствие полиса уже после того, как он будет выписан. Для этого нужно будет предъявить все тот же договор купли-продажи.

Кроме этого сложности могут возникать у жителей некоторых населенных пунктов, где страховщики отказываются оформлять полисы ОСАГО из-за их убыточности. Несмотря на то, что они не имеют права отказывать в услуге, представители зачастую придумывают различные «препятствия». К примеру, отделения открываются в неудобных местах, работают всего пару часов в день или ссылаются на отсутствие бланков. Единственным выходом в таком случае будет оформление страховки через интернет-сайт страховщика.

Камеры проверяют наличие ОСАГО: видео


В конце июня 2018 года «Российская газета» сообщила, что автовладельцев Москвы с 1 сентября камеры будут штрафовать за ОСАГО, а точнее - за отсутствие обязательной автогражданской страховки. Эта новость вызвала в рядах водителей смуту и возмущение. К проекту сразу возникло множество вопросов, как со стороны рядовых граждан, так и от представителей официальных инстанций.

Разберемся в этой ситуации и расскажем, когда автовладельцам будут присылать штрафы с камер за отсутствие ОСАГО в 2018 году.

Суть вопроса

Летом 2018 года велось активное взаимодействие РСА (Российского союза автостраховщиков) и ГИБДД в отношении использования камер фотовидеофиксации нарушений для борьбы с теми, кто игнорирует необходимость оформления страхового полиса.

Исполнительный директор РСА Е. Уфимцев заявил, что с их стороны новшество вполне можно запускать. Но требовалось согласование с ГИБДД. Планировалось, что нарушителей закона об обязательном страховании будут фиксировать при дорожном движении с помощью камер. И на первой стадии введения в действие этого пробного проекта предлагалось не штрафовать автомобилистов, а направлять им предупреждения. Но и о штрафах, которые нужно применять впоследствии, тоже задумывались.

Водители высказывали мнение о том, что данные с камер позволят применять к ним ответственность незаслуженно часто. Но проект предусматривал фиксацию и направление «письма счастья» раз в сутки, а не после каждого попадания в поле зрения камер, которых, к примеру, в столице более тысячи.

Система, продвигаемая РСА, предусматривала механизм двойного контроля: за день данные с камер накапливались бы, а ночью обрабатывались, используя базы данных ГИБДД и ОСАГО.

Механизм таков: по номеру автомобиль идентифицируется, устанавливаются сведения о владельце, и если его нет в сервисе по действующим страховым полисам ОСАГО, то автоматически формируется письмо со штрафом. Далее оно проходит проверку у инспектора, после чего направляется автовладельцу.

На необходимость такого подхода и дополнительного контроля повлияло решение Верховного суда по делу автомобилиста из Санкт-Петербурга, которому за отсутствие полиса выписали штраф дважды. Высшая инстанция разъяснила, что владельцу необходимо предоставить время на устранение нарушения, поэтому штрафовать чаще одного раза в день нельзя.


Как сейчас используют камеры видеонаблюдения для дорожного контроля

Изначально камеры использовались только с одной целью - выявлять и фиксировать лихачей, нарушающих скоростной режим дорожного движения. Однако современное количество приборов и качество записей позволяет отслеживать многие нарушения ПДД:

  • проезд на красный;
  • пересечение стоп-линий;
  • движение по обочине, тротуарам и т. д.;
  • повороты, парковка не по правилам;
  • несоблюдение полосы движения и пр.

Однако в КоАП нет нормы о том, что нарушения правил страхования автогражданской ответственности могут фиксироваться специальными техническими средствами.

Когда камеры будут штрафовать за отсутствие ОСАГО

В 2018 году этого не произойдет. Поправки в Кодекс вносятся федеральным законом. Поэтому даже когда инициативу РСА поддержат и запустят пилотный проект, до штрафов дело дойдет не раньше 2019 года.

До того, как они заработают, потребуется:

  • обобщить опыт эксперимента в Москве,
  • затем в регионах (в планах называли Татарстан),
  • после этого разработать законопроект,
  • и только затем, после его принятия, камеры будут фиксировать отсутствие ОСАГО, а ГИБДД - направлять по почте штрафные постановления.

Идею поддерживают многие - это и РСА, и Министерство финансов, и Госавтоинспекция. Есть статистика, что 5-10% машин на дорогах России не застрахованы. Многие пользуются поддельными полисами. Всего речь идет приблизительно о 2-4 миллионах автомобилей. Такие водители несут в себе вред общественным интересам и большие риски для законопослушных участников дорожного движения.

Тем не менее, перспективы проекта на текущий момент туманны. Сам проект пока не запущен, официальные источники не сообщают, когда введут штрафы с камер за отсутствие ОСАГО, дата выхода закона неизвестна.

Штраф за отсутствие страховки в 2018 году

Наличие ОСАГО с камер отслеживать довольно просто: нужна лишь оперативная проверка номеров машин по базам ГИБДД и ОСАГО. Причиной игнорирования обязательной страховки чаще всего называют низкие штрафы. Они установлены ст. 12.37 КоАП, где самый значительный размер санкции составляет 800 рублей. При значительном увеличении стоимости страховки кто-то считает вполне оправданным риск ездить без полиса.

Ответственность за езду без страховки постоянно пытаются скорректировать. В начале 2018 года в Госдуму вносился законопроект, согласно которому предлагалось повысить штрафные санкции до 5 000 руб. Ранее выдвигалась инициатива поднять взыскание до 3 000 руб. Однако к настоящему времени Госдума не поддержала ни одно из этих предложений.

Правила «автогражданки» подвергаются корректировкам часто. Последние правки начали действовать с 04.09.2018. Они касаются электронного полиса ОСАГО, а точнее сроков начала его применения. С момента направления заявления страховщику е-полис начинает действовать не раньше чем через 3 дня.

Камеры фото- и видеофиксации в Москве уже с ноября начнут фиксировать такое административное нарушения, как . Информацию об этом сайт подтвердили в Центре организации дорожного движения столицы (ЦОДД), а также в Российском союзе автостраховщиков. Ранее сайт сообщил о том, что подобная система в столице заработает совсем скоро, предположительно в октябре, однако было принято решение немного перенести сроки — в МВД должны окончательно решить, с какой периодичностью нарушителям будут приходить штрафы.

«Штрафы за езду без полиса ОСАГО начнут выписывать в ноябре. В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать у кого есть страховка, а у кого нет. Решение, как и кому будут , принимает МВД РФ». Сначала проект будет запущен в Москве, а затем в случае успеха эксперимента новая практика должна распространиться и на другие регионы России, — рассказали сайт в ЦОДД.

В РСА также подтвердили, что полностью готовы к запуску системы фиксации и выписки штрафов за управление автомобилем без ОСАГО с ноября — база союза с информацией о застрахованных автомобилистах готова на 100%. Как рассказали в РСА, в настоящее время без полисов ОСАГО передвигаются около 6% москвичей.

«Мы рассчитываем, что после запуска системы проникновение ОСАГО в столице достигнет 100%. Важно отметить, что после того, как система будет обкатана в Москве, она будет распространена и на регионы, где мы рассчитываем получить аналогичные показатели», — уточнили в РСА.

Всего же в России, по оценкам РСА, около 4-5 млн автовладельцев ездят без полисов ОСАГО, включая тех, кто не знает, что купил у мошенников.

Как будут штрафовать

Перед тем, как не оформивший полис ОСАГО водитель получит штраф, он должен будет два раза попасть в объектив фото- видеокамеры. Первый раз, а потом — спустя 10 дней. Именно столько времени есть у автомобилистов, согласно законодательству, на то, чтобы оформить полис ОСАГО после и или после истечения срока действия текущего документа.

Напомним, что согласно ч.2 ст.12.37 КоАП, штраф за езду без ОСАГО штраф составляет 800 рублей. Его можно оплатить со скидкой 50% в течение первых 20 дней со дня вынесения постановления. В РСА предлагали первое время не рассылать автомобилистам реальные штрафы, а установить некий переходный период и лишь предупреждать водителей о необходимости срочно застраховаться, присылая не штрафы, а уведомления.

Однако оказалось, что законодательно назначить такую промежуточную меру невозможно — штраф должен выписываться в обязательном порядке. Теперь, как уточнили в РСА, остался нерешенным вопрос лишь с периодичностью выписки штрафов. Так, ранее предполагалось, что каждый раз, когда водитель будет , это будет считаться отдельным нарушением, за которое будет приходить квитанция, но пока окончательного решения нет — этот вопрос сейчас прорабатывается в МВД России. сайт направил соответствующие запросы в ведомство, где посоветовали обратиться с этим вопросом «ближе к ноябрю».

Штрафа раз в день достаточно

Координатор сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов в беседе с сайт обратил внимание на позицию Верховного суда, который разбирал случаи с неоформленными полисами ОСАГО и пришел к решению, что штрафовать за подобное нарушение следует не чаще раза в день. При этом сумма в 800 руб. по мнению эксперта более чем достаточна, в случае неотвратимости исполнения наказания.


«У автомобилиста по закону есть десять дней на приобретение полиса ОСАГО и обязанность застраховаться. Поэтому логично, что будет введена так называемая двойная система проверки нарушения. И даже если такой штраф будет приходить раз в день — этого достаточно, чтобы привести автомобилиста в чувство, — сказал Шкуматов. — Это дорого и неприятно».

Шкуматов прогнозирует, что из-за ошибок в системе, даже законопослушные автомобилисты могут столкнуться с серьезными проблемами из-за ошибочных штрафов.

«Может произойти ошибка, даже в одной букве при вводе данных об автомобиле и человек на нем выезжает на МКАД, — рассуждает Шкуматов. — Такому водителю за поездку придет под 50 штрафов, придется идти разбираться в ГИБДД, а потом обжаловать их в суде по месту жительства, если не получится доказать ошибку. Это просто невероятная проблема. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы выписывать не более одного штрафа в день. Правда, есть люди, которые иногда покупают подделки и не знают об этом. И «письма счастья» приходят не сразу и не всем, и если ты не живешь по месту регистрации и не подписан на госуслуги, то можешь собрать ».

Проект по проверке наличия полисов обязательного страхования у автомобилистов при помощи дорожных камер должен был быть запущен еще в 2016 г., однако впоследствии по различным причинам не раз откладывался. Так, в июне 2018 г. в ЦОДД заявили, что столичные комплексы фото- и видеофиксации нарушений ПДД полностью технически готовы для отслеживания наличия полисов ОСАГО. При этом в августе в Российском союзе автостраховщиков (РСА) рассказали, что у московских властей есть «некий сдерживающий фактор», так как они не могут определиться с тем, по какой статье и в каком количестве выписывать штрафы.


С 1 сентября 2018 года должен был стартовать пилотный проект контроля с помощью средств видеофиксации за отсутствием ОСАГО у столичных водителей. По замыслу инициаторов, куда вошли как правоохранительные ведомства, так и РСА, камеры должны были сплошным потоком вести запись всех перемещающихся по столице автотранспортных средств, а ночное время производить обработку данных.

При этом ожидалось, что дважды в один день выписан не будет, даже если водитель без страховки «засветится» перед несколькими камерами. Но вот на следующие сутки, попав в объектив камер контроля, водителю вновь бы пришло «письмо счастья». Окончательную сверку соответствия сведений об отсутствии страховки с базой данных РСА должен был проводить живой человек, а не автоматика.

Инициатива была впервые озвучена еще в 2016 году, но затем была смещена на 2018 год и уже с 1 сентября должны были быть вынесены первые штрафы с камер за отсутствие ОСАГО. И вот проект вновь отложен, как сообщают auto.vesti.ru.

У РСА есть вопросы к автоматическому контролю ОСАГО с камер

Несмотря на полную техническую готовность, у есть ряд вопросов юридического характера.

В их числе:

  • По какой статье штрафовать нарушителей?
  • И как часто это можно делать?

В озвученном ранее варианте активно ездящий водитель без страховки мог за одну неделю «намотать» как минимум 7 штрафов, тогда как первое постановление он бы получил как раз через неделю. Автомобилисты крайне негативно отреагировали на грядущее нововведение, явно не желая платить за неделю штрафов практически на сумму стоимости страхового полиса ОСАГО. Это одна из главных причин, сдерживающая на сегодня РСА.

В настоящее время управление незастрахованным автомобилем карается штрафом в 800 рублей, при этом в законе количество фактов привлечения к ответственности за такое нарушение не ограничено.

Более подробно о возможных сложностях с запуском проекта не сообщается, но вполне вероятно для его первого старта потребуется внесение корректировок и в законодательство. Однако окончательное решение о переносе старта проекта или же о назначении новой даты пока еще не принято. А пока у автомобилистов есть возможность оформить

Союз автостраховщиков заявил о том, что с 1 сентября не будут штрафовать автомобилистов за отсутствие ОСАГО.

В РСА сообщили что сейчас еще есть много правовых вопросов в данном проекте. ГИБДД и руководство Москвы между собою еще не договорилось кого нужно будет привлекать к уголовной ответственности – водителя или собственника авто, а также какая будет сумма штрафа. Однако, также существует версия что проект пересмотрят из-за того, что скоро будут выборы мэра Москвы. Сразу после выборов правительство Москвы предприимчиво начнет заниматься этим вопросом.

ГИБДД не будет штрафовать за езду без ОСАГО с помощью видеонаблюдения в сентябре

Внедрения проекта по проверке наличия полиса ОСАГО с помощью видеонаблюдения, который должен был начать работать в сентябре 2018 года, откладывается. Об этом рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев.

Еще в 2016 году планировалось что ГИБДД с помощью видеокамеры будет следить у кого есть полис, и тогда будут их штрафовать, если у них не будет ОСАГО. После этого внедрение данного проекта неоднократно переносилось. Теперь же объявили, что проект должен запустится 1 сентября. Однако и эта дата начала работы камер теперь сорвана. Проверка ОСАГО обязана будет реализовываться по госномеру авто в базе АИС ОСАГО.

«Существует некий замедляющий фактор, потому что до конца власти еще не решили, по какой статье и в каком размере будет рассчитываться штраф. Это одна из проблем, которая на данный момент считается неким тормозом», - пояснил Уфимцев.

Также он сказал, что со стороны РСА было сделано все необходимое для начала работы этой технологии и что страховщики давно к этому уже готовы.

«Мяч на стороне уже московского правительства, потому что их задача сразу же запустить и начать работать за данным проектом», — добавил Уфимцев.

Сколько раз подряд штрафовать за езду без ОСАГО

Правительство Москвы решило перенести введение штрафов с помощью камеры, если в владельца авто нету полиса ОСАГО.

Сотрудники ГИБДД не будут выставлять штрафы за езду без функционирующего ОСАГО, если обнаружат это с помощью камер видеонаблюдения. Выяснилось, что правительство до сих пор не решило, как именно будет штрафовать людей и как часто будет это делать. Так как каждый комплекс будет записывать, кто ездил без полиса, а значит ГИБДД будет готовить решение о штрафе.

При этом в Российском союзе автостраховщиков (РСА) сообщили о полной готовности к изменениям и доступе к базе АИС РСА, где сохраняются данные обо всех работающих полисах.

Планировалось, что сначала в качестве эксперимента камеры будут записывать езду без ОСАГО в Москве, а затем в Татарстане.

Какой штраф за отсутствие ОСАГО

На сегодняшний день штраф за отсутствие страховки составляет 800 рублей по части 2 статьи 12.37 КоАП. На него есть скидка 50% (оплатить можно 400 рублей) на протяжении первых 20 дней со дня принятия решения о штрафе. В случае, если ГИБДД отправит письмо о нарушении позже этого срока, то Конституционный суд решил, что этот срок можно возобновить.

Кроме этого штрафа, больше никаких уголовных ответственностей не предусмотрено. Также у этого штрафа нет повторности нарушения.

Возможная недоработка по внедрению проекта по проверке наличия полиса ОСАГО

Сейчас многих автолюбителей интересует, что же делать если автомобиль куплен недавно. Так как ФЗ "Об ОСАГО" разрешает ездить на автомобиле около 10 дней без оформления полиса. Нигде в официальных источниках об этом не сообщается. Также не рассказывается и о том, смогут ли камеры видеонаблюдения определить такой автомобиль.

Да и неосуществимо это, ведь факт изменения владельца регламентируется только соглашением купли-продажи, о котором на протяжении первых 10 дней может быть неизвестно ни страховщикам, ни ГИБДД, так как контракт заключается в бумажной форме между клиентом и торговцем и только при регистрации предоставляется в ГИБДД, его даже нотариально заверять не нужно.

Скорее всего, единый выход – обжаловать такой штраф с камеры за страховку уже после его вынесения на основании этого же договора.