Клапан егр в дизельном двигателе. Клапан ЕГР в автомобиле: что это и для чего он нужен Как работает клапан егр на бензиновом авто
на холостую двигатель троит если можно сказать про V6 !!!)
даже может и глохнуть далее посмотри свечи снемать верхний воздухан не сложно но гемор есть далее можно на время заглушить ЕГР между трубкой и датчиком поставить 1 руб. (монетка такая у нас в ходу еще!) спашивай отвечу если что,а забыл там еще 1 датчик на 2 трубочках и резинках его можно тоже проверить называется "дифферинцыальный датчик давления в системе рециркуляции Отработанных газов"Система рециркуляции отработавших газов
(EGR system)Итак, несколько слов о системе "EGR" (Exhaust Gas Recirculation), что в переводе означает "рециркуляция отработавших газов". Из самого названия становится уже понятным, что принцип работы данной системы основан на возвращении определенного количества отработавших газов обратно в цилиндры двигателя для окончательного сжигания.Разобраться с неисправностью, которая возникает по причине неправильной или нестабильной работы системы "EGR" – дело достаточно трудное, особенно для начинающего мастера-авторемонтника. Это, наверное, происходит от того, что все привыкли, в основном, к так называемым «обычным» неисправностям: «двигатель троит», «двигатель не заводится», «двигатель "трясется"» и так далее. Неисправность же системы EGR не относится к "обычным" неисправностям (если их так можно назвать), потому что она маскируется или под тот же "миссинг", или "подсос нештатного воздуха", или под что-то вообще непонятное.
Например, двигатель запускается и первое время работает абсолютно нормально, но проходит минут 10-15 (а в каком-то случае - час или два часа работы) и начинаются какие-то странные, не вполне объяснимые перебои – двигатель то- ли «троит», то -ли «подкашливает», то- ли что-то еще. "На слух" определить такую неисправность достаточно сложно. Кроме того, не у каждого мастера и не в каждой мастерской есть специальные, рекомендованные заводом-изготовителем приборы для проверки этой системы.
Так что система EGR не "самое последнее звено", на которое надо бы обращать внимание.
Принцип работы системы основан на возвращении строго определенного количества отработавших газов обратно во впускной коллектор в строго определенное время. Далее, смешиваясь с воздухом и топливом выпускные газы поступают обратно в цилиндры двигателя вместе со свежей топливоздушной смесью. Это количество определяется блоком управления (ECU) по заложенной еще на заводе-изготовителе программе на основании показаний датчиков: Датчика температуры охлаждающей жидкости (THW); Датчика абсолютного давления (MAP-sensor) или датчика расходомер воздуха (MAF-sensor); Датчика положения дроссельной заслонки (TPS); Датчика температуры воздуха во впускном коллекторе (THA - не на всех моделях). Собственных датчиков системы EGR.
Количество и назначение датчиков может быть различным в зависимости от модели автомобиля, года выпуска и страны предназначения, то есть для какой страны выпущен данный автомобиль.
Вышесказанное не является догмой, потому что возможны различные варианты исполнения системы "EGR". Если на одних машинах системой "EGR" управляет, например, компьютер на основании показаний датчика температуры охлаждающей жидкости, некоторых других датчиков или сенсоров, то на других вся система управляется одним электромагнитным клапаном и вакуумом впускного коллектора (это так называемая классическая система).
Необходимо отметить, что система “EGR” работает не постоянно, а по специальной программе (если бы перепуск осуществлялся постоянно, то можете себе представить – какое соотношение воздуха и бензина поступало бы в цилиндры, не 14,7:1, а непонятно какое).
Что такое EGR и как его лечить?
EGR - Exhaust Gas Recirculatiоn (Система рециркуляции отработавших газов)
Эта система предназначена для снижения образования оксидов азота, образуемых при работе двигателя. Образование этих веществ имеет место быть при очень высокой температуре. Для снижения температуры и, следовательно образования оксидов азота, небольшое количество выпускных газов возвращается обратно в двигатель.Система EGR не используется на холостых оборотах. (прогретый двигатель)
Система EGR не используется на холодном двигателе.
Система EGR не используется при полностью открытой заслонке.EGR система находится под управлением Electronic Concеntrated Control System (ECCS) и использует данные датчика положения коленвала (датчика Холла), датчика температуры двигателя и датчика положения дроссельной заслонки. ECU переводит эти данные в управляющие сигналы на электроклапан EGR, который непосредственно управляет открытием EGR клапана. Во время запуска холодного двигателя, на холостом ходу, когда обороты меньше 900 об/мин и при повышенных оборотах свыше 3200 об/мин, электроклапан EGR включен и система не работает. В остальных случаях электроклапан выключен и EGR работает.
Обстоятельства, при которых EGR клапан открыт:
-Температура охлаждающей жидкости 50 по Цельсию и выше.
-Педаль газа наполовину нажата.
-Давление выхлопных газов достаточно для закрытия EGR клапана.
Все параметры двигателя (зажигание,инжекторы) в норме
1. Провалы в ускорении при плавном наборе скорости, или небольшой провал при переходе с первой на вторую передачу. Слишком большой поток через систему EGR
2. Если присутствует рывок при плавном нажатии педали акселератора и нет резкого ускорения при "тапке в пол" то скорее всего слишком малый поток в системе EGRВозможные причины чересчур большого потока через систему EGR
1. Ослабла калибровочная пружина клапана EGR. Замена клапана.
2. Поврежденный каталитический конвертор (забит продуктами горения) или выхлопная система. (Проверить выхлопную систему)
3. Холостые обороты слишком высокие. Настройка холостых оборотов.
4. EGR клапан неподходящего типа. Поставить клапан рекомендованного типаВозможные причины слишком маленького потока в системе EGR
1. Неисправный клапан EGR.
2. Обратное давление слишком высоко. Пробой выхлопной системы, неправильная ликвидация катализатора.
3. Засорена управляющая трубка клапана EGR. продуть трубку.
4. Холостые обороты слишком низкие. (Настроить обороты согласно спецификации).Проверка работоспособности на Ниссане - не думаю, что сильно отличается от Ису.
EGR клапан. Местонахождение клапана - за инжектором, над задней частью впускного тракта.
1. Поместите палец под EGR клапан и нажмите снизу на диафрагму. Она должна перемещаться из открытого состояния в закрытое легко и без заеданий. В противном случае клапан нуждается в замене.2. Запустите двигатель и дайте ему прогреться. Снова нажмите на диафрагму EGR клапана. Во время открывания клапана двигатель должен уменьшить обороты, должен появиться провал или двигатель заглохнет из-за обеднения смеси. Если этого не произошло, засорена трубка продуктами горения.
3. Если установлен BPT клапан и TVV клапан, отсоедините от них вакуумную магистраль и соедините напрямую EGR клапан. Дайте двигателю прогреться до рабочей температуры и попросите помощника слегка нажать на педаль газа и удерживать обороты двигателя в пределах 2000 - 2500 об/мин. Снимите трубку с вакуумным управляющим сигналом с клапана EGR и проверьте как диафрагма клапана плавно закрывается в соответствии с увеличением оборотов двигателя. Установите трубку с вакуумным сигналом обратно на клапан. Убедитесь, что диафрагма плавно поднялась в соответсвии с уменьшением оборотов двигателя.
4. Если диафрагма не перемещается, убедитесь, что вакуум достигает EGR клапана: на работающем двигателе при 2000 - 2500 об/мин. снимите трубку с вакуумным управляющим сигналом с клапана EGR и заткните ее конец пальцем. Если почувствуете разрежение воздуха, замените EGR клапан. Если в трубке нет разрежения, внимательно осмотрите всю вакуумную магистраль на предмет трещин, разрывов и закупорок. Также при наличии TVV клапан и клапана задержки проверьте их работоспособность.
Система EGR устанавливается на автомобили с середины 70-х годов выпуска. Именно в это время производители стали уделять особое внимание требованиям экологичности авто.
Функционирование системы EGR похоже на то, что человек часть выдохнутого воздуха вновь вдыхает. Загрязнение воздуха, естественно, уменьшается. Но и дыхание при этом затрудняется. Фото: auto-volgograd.com
Зачем нужна система EGR
В основу принципа действия системы ЕГР заложена схема, когда часть выходных газов вновь поступает во входной коллектор. Это позволяет:
- уменьшить уровень оксида азота в выхлопе;
- ввести дополнительный уровень контроля токсичности отработанных продуктов сгорания;
- снизить детонацию двигателя;
- увеличить полноту сгорания топлива;
- ускорить прогревание входного тракта.
Современные блоки управления двигателей внутреннего сгорания бдительно следят за работоспособностью ЕГР, как одной из систем, обеспечивающих экологические свойства авто. При пользовательском отключении либо неработоспособности EGR блок управления способен «душить» двигатель на больших оборотах, скоростях и повышенной нагрузке. Специалисты-чиповщики для устранения этой проблемы используют специальное программное обеспечение, перепрошивая микропроцессор блока управления.
Особенности конструкции
Первая система ЕГР, поставленная на Крайслер в 1971 году, не оснащалась клапаном. Она работала постоянно, даже на малых оборотах и запуске двигателя, что значительно ухудшало параметры двигателя. Производители Buick впервые включили в систему пневматический клапан, который обеспечивал управление моментом включения системы рециркуляции по давлению разряжения коллектора. Такая конструкция оказалась удачной, на некоторых автомобилях пневматические клапаны устанавливаются по сей день.
Так выглядят основные типы клапанов EGR. Фото: etlib.ru
Электромагнитный (он же — цифровой) клапан, применяемый на большинстве современных автомобилей, имеет существенные преимущества перед пневматическим:
- процесс управлением включением клапана может быть организован на основании показаний большого количества датчиков (скорости автомобиля, коленвала, дроссельной заслонки, дифференцированного давления на выходе/входе ЕГР, лямбда-зонда, расходомера и других), увеличивая точность контроля параметров;
- элоектроклапан надежнее пневматической системы;
- регулирование канала перепускания газов может осуществляться плавно в импульсном либо аналоговом режиме;
- не требуется установка воздушной трубки.
Электропневматическая клапанная система EGR может быть установлена на двигатели, которые регулируются по двум и более каналам рециркуляции.
Конструктивно газоотводные и клапанные детали изготавливаются из высоколегированной стали, способной выдерживать высокие температурные нагрузки выхлопных газов. При изношенной поршневой группе клапан со временем загрязняется масляными продуктами сгорания, начинает работать некорректно, может выйти из строя.
Принцип действия системы ЕГР
Основная задача EGR – уменьшение процентного содержания оксида азота в выхлопных газах. Образование оксида азота происходит при повышенных температурах сгорания. Уменьшить температуру можно, снизив концентрацию кислорода в поступающей смеси. Открывая рециркуляционный канал, клапан ЕГР впускает отработанные газы, в которых кислорода уже практически нет. Температура воспламенения уменьшается, концентрация токсичного оксида снижается.
Уменьшение температуры приводит к снижению коэффициента полезного действия ДВС, его мощности. Это приносится в дань требований экологии.
В дизельных двигателях количество рециркулируемых газов достигает 30 – 50 %, клапан открывается на холостом ходу, закрывается при прогреве ДВС. В бензиновых моделях клапан ЕГР закрывается при повышенной нагрузке. Количество рециркулирующих газов обычно не превышает 10 процентов от основного состава.
Самостоятельное отключение клапана ЕГР
Самостоятельное отключение EGR производится в случаях:
- сильного износа поршневой группы ДВС в автомобилях с большим пробегом для предотвращения попадания масляных отходов сгорания во впускной коллектор, загрязнения свечей зажигания, увеличения дымности;
- чипования в процессе форсирования ДВС;
- заправки плохим топливом, загрязнением каналов;
- некорректного алгоритма EGR.
В авто после 2010 года выпуска блокирование системы ЕГР пользователем приводит к тому, что система управления начинает принудительно «душить» двигатель с целью уменьшить концентрацию токсичных выбросов. Это ощущается водителем на повышенных оборотах и нагрузке, больших скоростях. Опытные чиповщики, отключая принудительно систему ЕГР, перепрограммируют алгоритм работы блока управления, топливную карту.
Стоит ли отключать клапан EGR? Размышления на эту тему вы найдете в видео:
Причины неисправности клапана EGR
Причинами неисправности могут быть:
- некачественное топливо;
- неисправность форсунок;
- неправильная регулировка угла зажигания;
- износ ДВС, низкая компрессия;
- превышенный уровень масла;
- проблемы с электрооборудованием;
- неправильная работа устройств управления ДВС;
- механический износ клапана ЕГР.
Обычно проблемы с клапаном ЕГР начинаются после 100.000 километров пробега, при использовании некачественного бензина – после 30 – 40 тыс км.
Признаки неисправности
Основные признаки некорректной работы системы ЕГР :
- Засор клапана увеличивает время его срабатывания, может привести к заклиниванию, что в свою очередь приводит к увеличению расхода топлива.
- Постоянно открытый клапан уменьшает номинальную мощность двигателя, вызывает проблемы при запуске.
Поломка клапана сопровождается следующими признаками:
- нестабильные обороты на холостом ходу;
- детонация при останове ДВС;
- изменение динамических характеристик авто;
- увеличенная дымность;
- увеличенная шумность работающего двигателя.
Контроль исправности клапана ЕГР
В автомобилях до 2005 года выпуска неисправность клапана может никак не проявляться, даже индикацией сигнальной лампочкой «CHECK ENGINE». Поэтому периодически (лучше перед началом очередного сезона эксплуатации) рекомендуется:
- проверять визуально целостность электропроводки к клапану, трубок, крепления, электрических разъемов;
- измерять сопротивление обмотки электромагнитного клапана (должно быть в пределах от 15 до 200 Ом);
- делать компьютерную диагностику ДВС.
Ремонт и замена клапана EGR
Клапан рециркуляции выхлопных газов обычно расположен в дальней от бампера легкодоступной части подкапотного пространства. Его демонтаж-монтаж обычно не вызывает проблем.
В случае, когда вышла из строя обмотка электромагнитного клапана, он подлежит обязательной замене. Если обмотка цела, проблема состоит в сильном загрязнении каналов, можно произвести чистку клапана ЕГР. На СТО эта процедура стоит от 1000 рублей. Можно сэкономить время и деньги, выполнив чистку клапана ЕГР самостоятельно.
Первый этап чистки клапана – погружение рециркуляционных и клапанных каналов в специальный промывочный состав (время от 1 часа до суток в зависимости от степени загрязнения). В качестве такого состава можно использовать неагрессивный растворитель, в крайнем случае, ацетон.
Самый подходящий вариант – средство для промывки карбюраторов. Электромагнитную часть (обмотку) клапана лучше оберечь от попадания чистящей жидкости: это может привести к ее разрушению.
Второй этап состоит в продувке и дальнейшей промывке каналов рециркуляции с помощью шприца или медицинской клизмы. Электромагнитный клапан лучше открыть принудительной подачей на него напряжения с аккумуляторной батареи. Пневматический клапан можно открыть, подав на пневмовход разряжение воздуха.
При установке нового или ремонтируемого клапана следует:
- использовать высокотемпературный герметик;
- устанавливать только новую прокладку;
- соблюдать затяжные резьбовые усилия;
- контролировать герметичность трубок.
Вариант замены клапана EGR представлен здесь:
Итог
Некоторые автовладельцы не уделяют должного внимания работоспособности системы ЕГР, считая ее несущественной. Однако, при корректной работе клапана EGR двигатель работает более мягко, изнашивается меньше. Экологические характеристики заметно улучшаются, это так важно в наше время.
EGR клапаны в системах рециркуляции отработанных газов.
При температуре сгорания топлива выше 1371 °C (2500°F), азот (который составляет 80% атмосферы), в смеси с кислородом образует оксиды азота (NOx) - опасного загрязнителя воздуха.
В цилиндрах работающего двигателя, при определенных условиях, возникает температура сгорания много больше обычного уровня, при этом выбросы NOx резко увеличиваются.
В связи с этим
была разработана система рециркуляции отработанных газов (EGR) - система, уменьшающая выбросы NOx.
Главный элемент системы - клапан EGR, установленный на впускном коллекторе.
Когда воздушно-топливный коэффициент высок (бедная смесь), температура сгорания так же высока, производится больше NOx. Чтобы понизить воздушно-топливный коэффициент, клапан EGR вводит дозированное количество выхлопного газа во впускной коллектор, изменяя долю поступающего кислорода в воздушно-топливной смеси цилиндров. Эта система меняет режим сгорания топлива при высоких температурах и уменьшает образование NOx.
Выделение NOx во время ускорения или высоких оборотов двигателя применимо исключительно к бензиновому двигателю. При тех же условиях, необходимость в системе EGR в дизельных двигателях отпадает или очень мала.
В Калифорнии более строгий стандарт для NOx чем в остальной части США. Поэтому, у некоторых двигателей, продаваемых в Калифорнии, были системы EGR, отличающиеся от проданных в других государствах.
На холодном двигателе рециркуляция отработанных газов может вызвать проблемы управляемости двигателя. Различные модели автомобилей используют различные методы для того, чтобы активизировать систему EGR, по мере нагрева двигателя.
Рис. 1 Система рециркуляции отработанных газов (EGR)
Разновидности EGR клапанов
Двигатели, имеющие различные рабочие характеристики, обуславливают использование двух классификаций клапанов EGR: механического и электронного.
В настоящее время существуют пять типов механических клапанов EGR и три типа электронных клапанов EGR.
Идентификация механических клапанов EGR
- Механические клапаны EGR, перечисленные здесь, отпечатаны с идентификационным номером наверху клапана.
- Установленный непосредственно на блок дроссельных заслонок клапан EGR (Port EGR Valve)
- EGR клапан с положительным противодавлением (Positive Backpressure EGR Valve)
- EGR клапан с отрицательным противодавлением (Negative Backpressure EGR Valve)
На заметку:
С 1984г. у клапанов EGR есть метка: "N" (отрицательный) или "P" (положительный), отпечатанная на крышке клапанного механизма.
До 1984г. клапаны могут быть идентифицированы по конструкции пластины диафрагмы.
Идентификация электронных клапанов EGR
КЛАПАНЫ EGR - МЕХАНИЧЕСКИЕ
Port EGR Valve
Установленный на блок дроссельных заслонок клапан EGR (Port EGR Valve), вакуумная диафрагма в Port EGR Valve (Рис. 2) связана с вакуумным патрубком, расположенным в карбюраторе, TBI, или корпусе дросселя MPFI. Калиброванные вакуумные отверстия передают вакуумный сигнал, в зависимости от разряжения впускного коллектора, исключая режим х/хода, к мембране клапана EGR.
Рис. 2 Port EGR Valve
При открытии дроссельных заслонок, вакуум поступает через отверстие к вакуумной диафрагме в клапане EGR, через соединительный шланг. Когда вакуумный сигнал достигает определенного уровня, диафрагма перемещается вверх против калиброванного усилия пружины, перемещая с собой плунжер. Плунжер с клапаном открывает отверстие, позволяя выхлопному газу поступать из выпускного коллектора во впускной коллектор и в цилиндры двигателя.
Во время х/хода, когда вакуумное отверстие закрыто, или в других случаях, когда вакуум впускного коллектора очень низок, например, в случае широко открытой дроссельной заслонке, разряжение недостаточно, чтобы управлять диафрагмой EGR, плунжер остается на месте, и выхлопной газ не поступает во впускной коллектор.
Рециркуляция газа происходит во время периодов нормального вакуума впускного коллектора, когда дроссель находится не в режиме х/хода.
-
На более поздних конструкциях двигателей вакуумными сигналами управляет электронный вакуумный клапан-регулятор (Electronic Vacuum Regulator Valve (EVRV)), с помощью соленоида с широтно-импульсной модуляцией. ECM управляет EVRV, используя информацию от следующих датчиков:
- Датчик разряжения впускного коллектора (MAP).
- Датчик частоты вращения двигателя (CKP).
ECM управляет соленоидом по принципу широтно-импульсной модуляции (PWM). ECM включает соленоид с большой частотой, изменяя поток выпускных газов.
Клапан EGR с положительным противодавлением (Positive Backpressure EGR Valve)
Positive Backpressure EGR Valve, разработанный в 1977г., использует и вакуум двигателя и давление выхлопных газов, чтобы управлять количеством потока рециркуляции. Это обеспечивает улучшенную рециркуляцию во время сильных нагрузок на двигатель.
Управляющий клапан, расположенный в системе EGR, действует как вакуум/давление регулятор (Рис. 3).
Этот клапан управляет количеством вакуума в отсеке диафрагмы. Когда регулирующий клапан получает достаточный сигнал давления выхлопа через полый вал, сила давления преодолевает легкую пружину, закрывая отверстие под мембраной. В этом случае к диафрагме поступает максимальное вакуумное усилие.
Металлический отражатель препятствует тому, чтобы горячие выхлопные газы нагревали диафрагму.
Рис. 3 Positive Backpressure EGR Valve
Если уровень вакуума будет снижаться в отсеке диафрагмы, например, в режиме х/хода или в режиме широко открытой дроссельной заслонки, то клапан EGR не будет открываться. Если давление в выпускном коллекторе будет небольшим, то регулирующий клапан останется открытым, и клапан EGR также не будет открываться. Однако, если будет достаточный вакуум в отсеке диафрагмы и достаточно большое давление в выхлопе, чтобы закрыть регулирующий клапан, то диафрагма поднимает плунжер с конусом, обеспечивая рециркуляцию выпускных газов.
Как только происходит перемещение плунжера, противодавление выхлопа уменьшается в полом вале, позволяя пружину вновь открыть регулирующий клапан. Вакуум в отсеке диафрагмы исчезает, и клапан плунжера начинает закрываться. Давление в полом вале увеличивается и регулирующий клапан снова закрывается, начиная цикл снова.
Этот цикл происходит приблизительно тридцать раз в секунду во время обычной работы двигателя. Если вакуум впускного коллектора очень низок (широко открытая дроссельная заслонка), или дроссельная заслонка почти закрыта (режим х/хода), Positive Backpressure EGR Valve отрегулирует количество рециркуляции отработанных газов пропорционально нагрузке на
двигатель.
Если вакуум достаточен, чтобы управлять клапаном EGR, циклы режима рециркуляции замедляются с увеличением давления выхлопных газов, и учащаются с уменьшением давления выхлопа.
На более поздних двигателях управление EGR системой осуществляется с помощью ECM. Используется управляющий соленоид в вакуумной линии.
ECM активизирует соленоид EGR, когда двигатель холодный, или когда возникают другие специфические режимы работы двигателя.
Клапан EGR с отрицательным противодавлением (Negative Backpressure EGR Valve)
Negative Backpressure EGR Valve, разработанный в 1979г., подобен Positive Backpressure EGR Valve за исключением того, что пружина клапана-регулятора ниже, а не выше клапана-регулятора и клапан-регулятор - нормально-закрытый (Рис. 4).
Регулирующий клапан открывается, преодолевая силу пружины отрицательным противодавлением (небольшой вакуум в полом вале). Эта конструкция улучшает систему рециркуляции отработанных газов при условиях низкого давления выхлопных газов.
Рис. 4 Negative Backpressure EGR Valve
Если уровень вакуума будет недостаточен в отсеке диафрагмы, например, в режиме х/хода или в режиме широко открытой дроссельной заслонки, то клапан EGR не будет открываться. Однако, если есть достаточно вакуума в отсеке, поднимается плунжер, открывая клапан EGR.
Поскольку разряжение в камере плунжера уменьшается в зависимости от уменьшения вакуума впускного коллектора, то формируется небольшой уровень вакуума (отрицательное противодавление). Этот вакуум открывает регулирующий клапан, заполняя воздухом отсек диафрагмы, заставляя плунжер упасть. Затем вакуум в плунжере уменьшается (увеличивается давление выхлопа), большая пружина закрывает клапан-регулятор и цикл повторяется снова. Этот процесс происходит приблизительно тридцать раз в секунду при обычной работе двигателя.
При достаточном разряжении во впускном коллекторе, чтобы управлять клапаном EGR, частота циклов открытия клапана EGR увеличивается, когда давление выпускного коллектора высоко, и уменьшаются, когда давление в выпускном коллекторе падает. На более поздних двигателях потоком EGR управляет вакуумный соленоид, который активизируется ECM с помощью широтно-импульсной модуляции (PWM).
- ECM использует информацию от следующих датчиков, чтобы управлять соленоидом EGR:
- Датчик температуры двигателя (CTS).
- Датчик разряжения впускного коллектора (MAP) или датчик воздушного потока (MAF).
- Датчик положения дросселя (TPS).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ EGR В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ ВПРЫСКА ТОПЛИВА (EFI)
На автомобилях с топливной системой EFI управление EGR осуществляет компьютер двигателя (ECU).
Когда двигатель достигает определенной температуры, ECU посылает сигнал в электрический клапан, который обеспечивает вакуумом клапан EGR.
ЭЛЕКТРОННЫЕ КЛАПАНЫ EGR
Интегрированный Электронный EGR клапан (Integrated Electronic EGR Valve (IEEGR))
В 1987 был введен в эксплуатацию принципиально новый клапан EGR, которым управляла электроника.
Интегрированный Электронный EGR клапан (IEEGR) работает как клапан с дистанционным вакуумным регулятором, за исключением того, что регулятор и датчик положения плунжера (pintle position sensor) собраны в неразборном узле (Рис. 5). Регулятор и датчик положения не обслуживаемы и не ремонтируются.
ECM управляет вакуумным регулятором с помощью пульсирующего тока. Этот пульсирующий ток определяет поток рециркуляции газов. Из входных сигналов используются сигнал от датчика разряжения впускного коллектора (MAP) или датчика-расходомера входного воздуха (MAF), датчика температуры хладагента (CTS), и датчика оборотов двигателя (CKP).
Клапан IEEGR принимает сигнал в виде пульсирующего тока с широтно-импульсной модуляцией (PWM) от ECM, через внутренний регулятор напряжения преобразовывает его в определенный уровень напряжения, с помощью которого управляет вакуумным соленоидом.
Когда клапан вакуумного соленоида открыт, вакуумная линия соединена с атмосферой. Когда клапан закрыт, вакуум создает разряжение в отсеке диафрагмы, заставляя диафрагму подняться и открыть клапан на плунжера, образуется поток рециркуляции выхлопных газов.
Рис. 5 Integrated Electronic EGR Valve (IEEGR))
Датчик положения плунжера (pintle position sensor), расположенный выше узла диафрагмы, используется для определения положения диафрагмы и клапана на плунжере во время работы EGR.
Если датчик положения плунжера не фиксирует движения узла диафрагмы, то ECM установит код неисправности.
IEEGR легко идентифицируется по своей неразборной черной пластмассовой верхней крышкой. Фильтр IEEGR может быть обслужен или заменен отдельно от клапана IEEGR.
Дискретный 3-х соленоидный клапан EGR (Tri-Solenoid Digital EGR Valve)
3-х соленоидный клапан EGR начали использовать в 1988 году.
Дискретный клапан EGR (Рис. 6) работает по принципу сочетания отверстий (различных размеров) для управления величиной потока рециркуляции выхлопных газов в двигателе.
Это достигается двумя или тремя индивидуально приводимыми в действие соленоидами с арматурой, состоящей из сердечника и плунжера с клапаном, который перекрывает или разрешает поток выхлопных газов через отверстие определенного сечения. Этот принцип работы EGR клапана обеспечивает большую точность потока рециркуляции, т.к. поток зависит только от набора сечений проходных отверстий и не зависит от точности положения плунжера с клапаном относительно седла клапана.
Улучшенное уплотнение отверстия в закрытом состоянии полностью исключает протечку выхлопных газов во впускной коллектор.
Рис. 6 Дискретный 3-х клапан EGR
- Дискретным клапаном EGR управляет исключительно компьютер двигателя (ECM). ECM контролирует различные параметры двигателя:
- Датчик положения дросселя (TPS),
- Датчик разряжения впускного коллектора (MAP) или датчик-расходомер воздуха (MAF),
Выходные сигналы поступают от ECM до системы EGR, указывающей надлежащее количество потока отработанных газов необходимого, чтобы понизить температуру сгорания.
Это устройство электронного управления потоком выхлопного газа в десять раз быстрее, чем управляемые вакуумом модели.
Соленоиды активизируются 12-вольтовым напряжением, подключенным к клапану через электрический разъем. Электрический ток, проходя через обмотки выбранных соленоидов, создает электромагнитное поле. Это заставляет арматуру потянуться вверх, отрывая плунжеры с клапанами от основы.
Выхлопной газ протекает из выпускного коллектора к впускному коллектору.
Если слишком много выхлопного газа войдет в камеру сгорания, то сгорание не будет происходить. Поэтому поток выхлопного газа прерывается, когда двигатель находится в режиме х/хода.
- EGR обычно активизирован в следующих условиях:
- Двигатель теплый.
- Обороты двигателя выше холостых.
Дискретный клапан EGR меняется только в сборе (необслуживаемый).
Дискретный 2-х соленоидный клапан EGR (Dual-Solenoid Digital EGR Valve)
Дискретный 2-х соленоидный клапан EGR (Рис. 7) устанавливался на двигатели 1990г. 2.3L RPO LD2 Quad 4 ("W" автомобилей по GM).
Это устройство управляет потоком EGR к впускному коллектору через одно большее и одно меньшее отверстие, давая три возможные комбинации потока. Когда любой соленоид активизирован, его арматура с осью и клапаном открывает отверстие. Поток зависит от величины проходного сечения дросселя, которое точно контролируется ECM
Рис. 7 Дискретный 2-х соленоидный клапан EGR (Dual-Solenoid Digital EGR Valve)
Утечка выхлопных газов в режиме х/хода минимальна, т.к. клапаны совершенно не зависят от вакуума впускного коллектора. Конструкция очень надежна, используются специальные уплотнители дозирующих отверстий.
Плунжеры изолированы от отсека выхлопа плавающим уплотнением. Соленоиды закреплены вместе, чтобы увеличить надежность и изолировать обмотки от окружающей среды.
Дискретный клапан EGR управляется электронными ключами ECM (ECM Quad Driver), коммутирующими на "массу" каждую соответствующую цепь обмотки соленоидов. Это активизирует соленоид, поднимет плунжер с клапаном и позволяет выхлопному газу течь во впускной коллектор.
Линейный EGR клапан
Линейная система EGR разработана и запущена в производство в 1992г. Температура сгорания понижается, когда дозированное количество смеси выхлопного газа с впускным воздухом повторно направляется (рециркуляция) во впускной коллектор двигателя. Пропорции смеси зависят от высоты поднятия плунжера с клапаном относительно отверстия в основе клапана (Рис. 8).
Рис. 8 Линейный Клапан EGR
Особенности работы EGR линейной системы
- Линейная система EGR обеспечивает наиболее точное управление потоком выхлопных газов, максимальным быстродействием и способностью к диагностике.
Точность управления потоком в линейной системе EGR зависят только от относительного положения плунжера с клапаном.
- Датчик положения дросселя (TPS).
- Датчик разряжения впускного коллектора (МАР).
- Датчик температуры хладагента (CTS).
- Датчик положения плунжера (PPS).
Линейным клапаном EGR управляет исключительно компьютер двигателя (ECM). ECM контролирует различные параметры двигателя:
Показания датчиков анализируется ЕСМ и выдается сигнал в систему EGR, пропорциональный количеству выхлопных газов, необходимому, чтобы понизить температуры сгорания. Это электронное дозирование выхлопного газа в десять раз быстрее, чем управляемые вакуумом модели, кроме того, имеют улучшенные способности к диагностике и определении повреждений.
- Электрический разъем, расположенный наверху корпуса, имеет 5 контактов:
- A - сигнал с широтно-импульсной модуляцией от ECM
- E - положительное напряжение от системы зажигания
- B, C, и D являются контактами от датчика положения плунжера к ECM (B - масса датчика, C - сигнал датчика, и D - питание +5 вольт)
Обмотка соленоида питается током с напряжением 12 вольт, который подводится в клапан через электрический разъем (зажим E), затем течет через обмотку соленоида к ECM, создает электромагнитную поле. Это заставляет арматуру потянуться вверх, поднимая плунжер пульсирующими движениями от основания.
Выхлопной газ вытекает из выпускного коллектора (через отверстие) к впускному коллектору.
Высота подъема измеряется датчиком положения плунжера, и ECM корректирует фактическое положение плунжера относительно расчетного, изменяя ширину импульса к соленоиду, пока фактическое положение плунжера не сравняется с расчетным положением.
Это обеспечивает точность потока выхлопных газов во впускной коллектор.
В большинстве нелинейных проектов EGR поток не корректируется, т.к. в этих системах нет механизма обратной связи для контроля фактического потока и его коррекции.
Линейный клапан EGR уникален в этом, ECM непрерывно контролирует высоту подъема плунжера и непрерывно корректирует ее, чтобы получить точный поток, поэтому линейная EGR система называется "системой с обратной связью".
Когда соленоид обесточен, плунжер закрывает отверстие, блокируя поток выхлопных газов к впускному коллектору.
Описание управления линейной системой EGR
Для регулирования потока выхлопных газов к двигателю, ECM управляет обмоткой линейного соленоида EGR, чтобы непосредственно изменить положение плунжера относительно закрытого состояния.
Линейный клапан EGR содержит датчик положения (потенциометр), который меняет напряжение, пропорционально положению плунжера. Этот сигнал используется ECM в качестве обратной связи для управления потоком выхлопных газов, для диагностики системы управления двигателем, коррекции воздушно-топливной смеси и коррекции угла опережения зажигания.
ECM анализирует напряжения датчика положения плунжера в закрытом положении клапана и использует точную зависимость напряжения/перемещения датчика для управления перемещением плунжера до широко открытого положения, соответствующего 6.25 мм (полностью открытый клапан).
Подобно датчику положения дроссельной заслонки (TPS), положение плунжера составляет 0% в закрытом положении клапана, и 100 % в широко открытом состоянии, соответствующем расстоянию 6.25мм.
ECM управляет потоком EGR к двигателю по двум контурам обратной связи:
- 1.
ECM устанавливает нужное положением плунжера (0-100 %), основываясь на следующих условиях:
- Частота вращения двигателя.
- Разряжение впускного коллектора.
- Атмосферное давление.
- Температура хладагента.
- ECM отключает систему EGR, устанавливая положение плунжера 0% в следующих условиях:
- Низкая скорость автомобиля
- Режим х/хода.
- Переобогащение воздушно-топливной смеси.
- Широко открытая дроссельная заслонка.
- Низкая частота вращения двигателя.
- Холодное состояние двигателя.
2
. ECM управляет с помощью PWM (широтно-импульсная модуляция), рабочим циклом соленоида EGR, чтобы установить нужное положение плунжера, соответствующее расчетному.
При открытии клапана увеличивается ширина импульсов рабочего цикла, при закрытии клапана уменьшается ширина импульсов рабочего цикла.
Изменение таких условий, как: давления во впускном коллекторе, бортовом напряжении автомобиля и температуре клапана требует, чтобы ECM использовал контур обратной связи, чтобы минимизировать ошибку положения плунжера.
Основываясь на фактическом положении плунжера EGR, корректируется количество подачи топлива и искрообразование.
Каталожный номер (part number) линейного клапана EGR выгравирован лазером и расположен на верхней поверхности клапана, около датчика положения плунжера (PPS) и электрического разъема.
При замене линейного клапана EGR, всегда проверяйте номер запчасти (part number), который должен соответствовать каталогу запчастей для модели автомобиля.
Основная деталь системы рециркуляции отработанных газов (Exhaust Gas Recirculation). Задача ЕГР состоит в снижении уровня образования оксидов азота , которые являются продуктом деятельности работы двигателя. Для того, чтобы снизить температуру некоторая часть выпускных газов отправляется обратно в двигатель. Клапана устанавливаются как на бензиновые, так и на дизельные двигатели, кроме тех, которые имеют турбину.
С точки зрения экологии система выполняет положительную функцию, ограничивая выработку вредных веществ. Однако зачастую работа ЕГР является источником многочисленных проблем для автомобилистов. Дело в том, что клапан EGR, а также впускной коллектор и рабочие датчики в процессе работы системы покрываются нагаром, что является причиной нестабильной работы двигателя. Поэтому многие владельцы машин прибегают не к чистке или ремонту, а к глушению всей системы.
Где находится клапан EGR
Упомянутое устройство стоит непосредственно на двигателе вашего автомобиля. В различных моделях исполнение и место расположения может быть разным, однако, нужно ориентироваться по местоположению впускного коллектора . Обычно от него идет труба. Также клапан может быть установлен на впускном коллекторе, во всасывающем тракте или на блоке дроссельных заслонок. К примеру:
Клапан EGR на Форд Транзит VI (дизельный) находится в передней части двигателя, справа от масляного щупа
Клапан EGR на Шевроле Лачетти виден сразу же при открытии капота, он расположен за модулем зажигания
Клапан EGR на Опель Астра G находится под правым верхним углом защитной крышки двигателя
Еще несколько примеров:
Клапан EGR на BMW E38
Клапан EGR на Ford Focus
Клапан EGR на Opel Omega
Что такое клапан EGR и виды его конструкций
Через клапан ЕГР во впускной коллектор отправляется некоторое количество отработанных газов. Далее они смешиваются с воздухом и топливом, после чего поступают в цилиндры двигателя вместе с топливной смесью. Количество газов определяется компьютерной программой, заложенной в ЭБУ. Информацию для принятия компьютером решений дают датчики. Обычно это датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик абсолютного давления, расходомер воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры воздуха на впускном коллекторе и прочие.
Система и клапан EGR работают не постоянно. Так, они не используются при:
- холостых оборотах (на прогретом двигателе);
- холодном двигателе;
- полностью открытой заслонке.
Первые используемые агрегаты были пневмомеханическими , то есть управлялись при помощи разрежения впускного коллектора. Однако со временем они стали электропневматическим и (стандарты EURO 2 и EURO 3) и полностью электронными (стандарты EURO 4 и EURO 5).
Виды клапанов ЕГР
Если в вашем автомобиле установлена электронная система EGR, то она управляется при помощи ЭБУ. Цифровые клапаны EGR бывают двух видов - с тремя или двумя отверстиями. Они открываются и закрываются при помощи рабочих соленоидов. Аппарат с тремя отверстиями имеет семь уровней рециркуляции, Устройство с двумя - три уровня. Самым совершенным клапаном является тот, уровень открытия которого выполняется при помощи шагового электродвигателя. Он обеспечивает плавное регулирование потока газов. Некоторые современные системы EGR снабжены собственной установкой охлаждения газов. Они позволяют еще больше снизить уровень отработанного оксида азота.
Основные причины неисправности системы и их последствия
Разгерметизация клапана EGR - наиболее распространенная неисправность системы ЕГР. Вследствие этого происходит неконтролируемый во впускной коллектор. Если ваш автомобиль имеет двигатель с , это грозит обеднением топливной смеси. А когда в машине имеется датчик давления воздушного потока - топливная смесь будет переобогащенной, из-за чего давление на впускном коллекторе повысится. Если же двигатель имеет оба упомянутых датчика, то на холостых оборотах он будет получать слишком обогащенную топливную смесь, а при других режимах работы - обедненную.
Загрязнение клапана - вторая часто встречающаяся проблема. Что с ним делать и как чистить мы с вами разберем ниже. Обратите внимание, что малейшая неисправность в работе двигателя теоретически может привести к значительной вероятности загрязнения.
Все неисправности происходят по одной из следующих причин:
- через клапан проходит слишком много выхлопных газов;
- через него проходит слишком мало выхлопных газов;
- произошла разгерметизация корпуса клапана.
Неисправность системы рециркуляции отработавших газов может быть вызвана поломкой следующих частей:
- наружные патрубки для подвода выхлопных газов;
- клапан EGR;
- термоклапан, соединяющий источник разрежения и клапан ЕГР;
- соленоиды, которые управляются с ЭБУ;
- преобразователи давления выхлопных газов.
Признаки неисправности клапана EGR
Существует ряд признаков, говорящих о том, что в работе клапана ЕГР наблюдаются проблемы. Основными из них являются:
- неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
- частая остановка двигателя;
- пропуски воспламенения;
- движение автомобиля рывками;
- уменьшение разрежения на впускном коллекторе и как следствие работа двигателя на обогащенной топливной смеси;
- зачастую при серьезной неисправности в работе клапана рециркуляции отработанных газов - электронная система автомобиля сигнализирует лампочкой чека.
При диагностике могут возникать такие коды ошибки как:
- Р1403 - неисправность клапана рециркуляции отработанных газов;
- Р0400 - ошибка системы рециркуляции отработанных газов;
- Р0401 - неэффективность системы рециркуляции выхлопных газов;
- Р0403 - обрыв проводов внутри управляющего клапана системы рециркуляции отработанных газов;
- Р0404 - нарушение исправности функционирования управляющего клапана EGR;
- - слишком бедная топливная смесь.
Как проверить клапан ЕГР?
При проверке необходимо провести осмотр состояния трубок , электрических проводов, разъемов и других компонентов. Если на вашей машине установлен пневматический клапан, можно воспользоваться вакуумным насосом для приведения его в действие. Для детальной диагностики воспользуйтесь электронным оборудованием , которое позволит вам получить код ошибки. При такой проверке нужно знать технические параметры клапана, с тем, чтобы выявить несоответствие полученных и заявленных данных.
Проверка выполняется в такой последовательности:
- Отсоединить вакуумные шланги.
- Продуть устройство, при этом воздух через него не должен проходить.
- Отсоединить разъем от электромагнитного клапана.
- С помощью проводов подать питание на аппарат от аккумулятора.
- Продуть клапан, при этом воздух должен проходить через него.
Когда проверка показала что агрегат не пригоден для дальнейшей эксплуатации, то требуется покупка и установка нового, но достаточно часто, советуют просто заглушить клапан ЕГР.
Как заглушить клапан ЕГР?
Если в работе системы или клапана EGR начались проблемы, то самым простым и дешевым решением будет ее глушение.
Сразу стоит оговориться, что одного чип-тюнинга недостаточно . То есть, отключение управления клапаном через ЭБУ не решает всех проблем. Этот шаг лишь исключает диагностику системы вследствие чего компьютер не выдает ошибку. Однако сам клапан продолжает работать. Поэтому в дополнение необходимо выполнить механическое исключение его из работы двигателя.
Некоторые автопроизводители вносят в комплектацию машины специальные заглушки для клапана. Как правило, это толстая стальная пластина (толщиной до 3 мм), имеющая форму отверстия девайса. Если же у вас нет такой оригинальной заглушки, можно сделать ее самостоятельно из металла соответствующей толщины.
В результате установки заглушки повышается температура в цилиндрах. А это грозит риском появления трещин ГБЦ.
Далее снимите клапан EGR. В некоторых моделях автомобилей для этого нужно также снять впускной коллектор. Параллельно с этим выполните чистку его каналов от загрязнений. Далее найдите прокладку, которая установлена в месте крепления клапана. После этого вместо нее установите упомянутую выше металлическую заглушку. Ее можно изготовить своими руками или купить в автомагазине.
В процессе сборки в месте крепления штатная прокладка и новая заглушка совмещаются. Стягивать болтами конструкцию необходимо аккуратно, так как зачастую заводские заглушки бывают хрупкими. После этого не забудьте отключить вакуумные шланги и поставить в них заглушки. В завершение процесса необходимо выполнить упомянутый чип-тюнинг, то есть, внести корректировку в прошивку ЭБУ с тем, чтобы компьютер не показывал ошибку.
Как заглушить ЕГР
Глушим ЕГР
К каким результатам приведет глушение системы ЕГР?
Существуют положительные и отрицательные стороны. К положительным относится:
- в коллекторе не накапливается нагар;
- повышаются динамические характеристики автомобиля;
- не нужно менять клапан ЕГР;
- не такая частая замена масла.
Отрицательные стороны:
- если в двигателе есть катализатор, то он быстрее выйдет из строя;
- срабатывает сигнализатор поломки на приборной доске (лампочка “чек”);
- возможно увеличение расхода топлива;
- повышенный износ клапанной группы (редко).
Чистка клапана ЕГР
Зачастую восстановить работу системы EGR можно простой чисткой устройства. Чаще других с этим сталкиваются владельцы автомобилей Опель, Шевроле Лачетти, Ниссан, Пежо.
Ресурс работы различных систем EGR составляет 70 - 100 тыс. км.
При чистке пневмоклапана EGR необходимо от нагара очищать седло и шток . При чистке ЕГР с управляющим электроклапаном , как правило, очищается фильтр , защищающий вакуумную систему от загрязнения.
Для чистки вам понадобятся следующие инструменты: рожковые и накидные ключи, два очистителя карбюратора (пенный и в виде спрея), крестовая отвертка, притирочная паста для клапанов.
Чистка клапана ЕГР
После того, как вы нашли где стоит клапан ЕГР, необходимо откинуть клеммы с аккумулятора, а также разъем с него. Далее с помощью ключа откручиваем болты, на которых держится клапан, после чего достаем его. Внутренности устройства нужно замочить промывкой для карбюратора.
Нужно промыть канал в коллекторе с помощью пенного очистителя и трубки. Процедуру необходимо выполнять в течение 5...10 минут. Причем повторить ее до 5 раз (в зависимости от уровня загрязнения). В это время замоченный заранее клапан откис и готов к тому, чтобы его разобрать. Для этого откручиваем болты и выполняем разборку. После чего с помощью притирочной пасты выполняем притирку клапана.
Когда притирка выполнена, необходимо все тщательно вымыть, и накипь, и пасту. Далее нужно все тщательно высушить и собрать. Также обязательно стоит проверить клапан на герметичность . Это производится при помощи керосина, который наливается в одно отделение. В течение 5 минут ждем, чтобы керосин не перетек в другой отсек, или на обратной стороне, не появились намокрения. Если это произошло, значит клапан притерся не герметично. Для устранения неисправности необходимо повторить описанную выше процедуру. Сборка системы выполняется в обратном порядке.
Замена клапана EGR
В некоторых случаях, в частности, при выходе из строя клапана необходимо произвести его замену. Естественно, что на каждой модели автомобиля эта процедура будет иметь свои особенности в силу конструкции, однако же в общих чертах алгоритм будет приблизительно одинаков.
Однако непосредственно перед заменой нужно выполнить несколько операций, в частности, связанных с ЭБУ, сброс информации, чтобы электроника “приняла” новый аппарат и не выдала ошибку. Итак, необходимо выполнить следующие шаги:
- проверить вакуумные шланги системы рециркуляции отработанных газов;
- проверить работоспособность датчика ЕГР и всей системы;
- проверить проходимость магистрали рециркуляции газов;
- заменить датчик EGR;
- очистить от нагара шток клапана;
- снять код неисправностей в ЭБУ и протестировать работу нового устройства.
Что касается непосредственно замены упомянутого устройства, то приведем пример его замены на автомобиле Volkswagen Passat B6. Алгоритм работ будет следующим:
- Отсоединить разъем датчика положения тарели клапана.
- Ослабить хомуты и снять шланги охлаждения со штуцеров клапана.
- Открутить винты (по два с каждой стороны) на крепления металлических трубок, предназначенных для подвода и отвода газов от/к клапану EGR.
- Корпус клапана крепится к двигателя с помощью кронштейна с помощью одного силового болта и двух винтов М8. Соответственно, необходимо открутить их, снять старый клапан, установить на его место новый и закрутить винты обратно.
- Подключить клапан к системе ЭБУ, а потом с помощью программного обеспечения (оно может быть разным) адаптировать его.
Как видите, процедура несложная, и как правило, на всех машинах она не представляет собой больших сложностей. Если вы обратитесь за помощью на СТО, то там процедура замены стоит на сегодняшний около 4...5 тысяч рублей независимо от марки легкового автомобиля. Что касается цены непосредственно клапана EGR, то она колеблется в пределах 1500...2000 рублей и даже дороже (в зависимости от марки автомобиля).
Признаки неисправности на дизеле
Клапан EGR устанавливают не только на бензиновые, но и на дизельные двигатели (в том числе, турбированные). И самым интересным в данном ключе становится то, что в процессе эксплуатации упомянутого устройства описанные выше проблемы для бензинового мотора для дизеля актуальны в разы сильнее. Для начала необходимо обратиться к отличиям работы устройства на дизелях. Так, здесь клапан открывается на холостом ходу, обеспечивая около 50% чистого воздуха во впускном коллекторе. По мере возрастания количества оборотов он прикрывается и закрывается уже при полной нагрузке на двигатель. Когда мотор работает в режиме прогрева, то клапан также полностью закрыт.
Проблемы связаны в первую очередь с тем, что качество отечественной солярки, мягко говоря, оставляет желать лучшего. В процессе работы дизельного двигателя происходит загрязнения непосредственно клапана EGR, впускного коллектора, а также установленных в системе датчиков. Следствием этого могут быть один или несколько следующих признаков “болезни”:
- нестабильная работа двигателя (рывки, плавающие обороты на холостом ходу);
- потеря динамических характеристик (плохо разгоняется, показывает малую динамику даже на низких передачах);
- увеличение расхода топлива;
- снижение мощности;
- двигатель будет работать более “жестко” (ведь клапан EGR в дизелях как раз и нужен для смягчения эксплуатации мотора).
Естественно, что перечисленные явления могут признаками и других неисправностей, однако все же рекомендуется с помощью компьютерной диагностики проверить упомянутые агрегат. А в случае необходимости почистить, заменить или попросту заглушить его.
Еще один выход - чистка впускного коллектора и всей соответствующей системы (в том числе интеркуллера). Из-за некачественной солярки вся система со временем значительно загрязняется, поэтому описанные неисправности могут результатом именно банального загрязнения, и пропадут после того, как вы произведете соответствующую чистку. Эту процедуру рекомендуется делать не реже, чем раз в два года, а лучше - чаще.
Современные автомобили напичканы разнообразной электроникой. И о предназначении далеко не каждой детали известно автовладельцам. Что такое датчик EGR, и каково его предназначение?
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Обладание автомобилем рано или поздно заставляет столкнуться с его неисправностями. Большинству автовладельцев легко понятны такие термины как «двигатель троит», «трясется двигатель» и прочее.
Но когда речь заходит об ошибках в системе ЕГР, многие вообще не знают что же это. Что это такое, датчик EGR?
Общие моменты
Exhaust Gas Recirculation, или EGR, в переводе звучит как рециркуляция отработавших газов. Она делает работу двигателя более эффективной.
А именно убавляется норма расходования топлива, понижается «жесткость» работы дизеля и детонация двигателя бензинового.
Известна система давным-давно. Использовалась она еще на отечественных авто. К примеру, системой ЕГР была оборудована «Нива».
Но зачастую то, как работает это устройство, мало кто понимал. При возможности система «нейтрализовывалась».
И игнорировался такой момент, как ухудшение эксплуатационных характеристик транспорта. Для чего авто надобна рециркуляция?
При повышении температуры в камере сгорания в воздухе, подаваемом в цилиндры, азот и кислород взаимодействуют с образованием окиси азота.
Кислород необходим для сжигания топлива, а поскольку азот «поглощает» кислород, то топливо сгорает не полностью. Часть мощности двигателя теряется.
При этом в атмосферу выбрасывается повышенного количество углекислого газа и окиси азота. Соответственно при неполном сгорании и топлива требуется больше.
Датчик ЕГР устанавливается на все типы двигателей, за исключением турбированных вариаций.
За счет датчика понижается риск детонации двигателя и несколько уменьшается топливный расход. Но наличие значительных плюсов системы не умаляет ее недостатков.
При использовании некачественного топлива система быстро покрывается нагаром, а это приводит к нестабильности работы двигателя.
Восстановить работу системы ЕГР можно только посредством чистки и ремонта. Но большинство автовладельцев решают проблему проще – просто полностью глушат EGR, что быстрее и дешевле.
Но насколько это решение рационально, это уже иной вопрос. Тем более что заглушка системы может стать причиной выдачи ошибки ЭБУ. Но данный аспект наблюдается не у всех моделей авто.
Так датчик ЕГР лачетти (Chevrolet Lacetti) не выдает ошибки при глушении ЕГР, поскольку за работой клапана ЕГР наблюдения нет.
Основные понятия
Система рециркулирования выхлопных газов в двигателе внутреннего сгорания это клапан, какой на обусловленных режимах работы объединяет задроссельное пространство коллекторов впуска и выпуска.
То есть посредством этого осуществляется рециркуляция газов выхлопа. При заглушке клапана перестает снижаться выброс окиси азота в атмосферу.
Газы, формирующиеся в камере сгорания, обладают значительной температурой.
Потому клапан ЕГР вырабатывается из высокопрочной стали, выдерживающей температуры в десятки тысяч градусов Цельсия.
Сама по себе конструкция примитивна. Это классический клапан выпускного типа, которому присущи только два положения – «открыто»/«закрыто».
Но вот управленческая система клапана достаточно сложна. Алгоритм ее работы зависит от модели авто и производителя ТС.
Используются такие типы систем ЕГР:
- электронная;
- электропневматическая;
- пневматическая.
В чем его назначение
Схема работы клапана ЕГР проста. Часть газов, образующихся в выхлопной системе, перемешивается с воздухом из коллектора.
При слишком высоком проценте окиси азота повышается температурный режим в камере сгорания.
За счет смешивания с воздухом газов из впускного коллектора минимизируется процентное содержание кислорода.
А именно кислород является катализатором горения. Вследствие процессов, запускаемых системой ЕГР, понижается температура сгорания и снижается токсичность.
Система рециркуляции отработавших газов предназначается для уменьшения образования оксидов азота в процессе работы двигателя.
Применяемые ранее механические системы ЕГР были не достаточно совершенны. Они несколько уменьшали мощность двигателя.
Но данный недостаток не столь выражен в современных системах ЕГР с электронным управлением.
Что же обусловило растущую популярность системы ЕГР? Почему она присутствует практически на любых современных авто?
Суть в том, что двигатели машин в последние годы разрабатывают с учетом экологических ограничений относительно выбросов вредных веществ в атмосферу.
И именно система рециркуляции выхлопных газов, которой оборудуется двигатель, способна решить проблему снижения токсичности выхлопов.
Использование ЕГР в России обладает некоторыми специфическими особенностями. В первую очередь обусловлено это низким качеством топлива.
На откровенный контрафакт можно нарваться на самой престижной заправке. За счет применения плохого топлива клапан ЕГР покрывается нагаром, что нарушает правильную его работу.
А это в свою очередь отображается и на работе двигателя. Есть и такой момент, что многие водители полагают, что ЕГР «душит» двигатель, не давая ему работать в полную мощность.
Большая часть автосервисов даже включает в список стандартных услуг функцию деактивации ЕГР.
Сущность системы
Клапан EGR собой представляет основу рециркуляционной системы. С его помощью доля сгоревших переработанных газов возвращается в коллектор впуска, где смешивается с чистым воздухом.
При поступлении кислорода увеличивается температурный режим горения, при вводе переработанных газов понижается температура сгорания.
За счет уменьшения кислородного объема, взаимодействующего с азотом, понижается и объем оксида азота.
Но имеются у рециркуляции и иные плюсы. С ее помощью в двигателях бензиновых сбавляются насосные потери благодаря понижению резкого изменения давления на дроссельной заслонке.
При пониженных температурах сгорания предупреждается детонация и может устанавливаться ранний момент зажигания, а это повышает крутящий момент.
Принцип работы
Алгоритм действия системы ЕГР основывается на возврате четко обусловленного объема проработавших газов во впускной коллектор. При этом возврат осуществляется в строго предопределенное время.
Смешавшись с топливом и воздухом, выпускные газы выходят в двигательные цилиндры обратно вместе с новой смесью из топлива и воздуха.
Необходимый объем находится управляющим блоком. Нужная программная схема закладывается заводом-изготовителем.
Управление осуществляется на основе показаний различных датчиков:
- температуры охлаждающей жидкости;
- абсолютного давления;
- расходомера воздуха;
- положения заслонки дросселя;
- температуры воздуха во впускном коллекторе;
- собственных датчиков системы EGR.
Предназначение и численность датчиков бывают разными. Зависит это от модели авто, года его выпуска, страны предназначения.
При этом допускаются различные вариации исполнения системы ЕГР. Нужно заметить, что система ЕГР не работает постоянно, а в соответствии с установленной программой.
Если более просто обрисовать принцип работы ЕГР, то клапан открывается, и доля выхлопных газов ворачивается в двигатель.
Кислород вытеснится выхлопными газами, за счет этого понижается скорость горения топлива и температура сгорания.
Это положительно отображается на окружающей среде, но понижает уровень мощности двигателя.
Какие могут быть неисправности
Практически все неисправности системы ЕГР обусловлены скоплениями углерода на клапане или пластине.
Вызывает это впуск не отчищенной смеси, а это в свою очередь свидетельствует, что имеет место:
- закупорка вентиляции картера двигателя;
- износ цилиндров или изнашивание поршневых колец двигателя;
- неисправный зарядный турбоагрегат;
- большой уровень моторного ;
- непродуктивное сгорание, при каком остатки нагара циркулируют сквозь клапан EGR;
- износ форсунок, убавляющий правильность впрыска топлива;
- иные проблемы, связанные с неисправностями соединений и трубопроводов.
Перечисленные неисправности появляться могут как в различных сочетаниях, так и по отдельности. И далеко не всегда машина сразу выдаст ошибку.
Как, например, «пежо боксер», в котором при неисправности клапана сразу загорается чек. При засоренном клапане ЕГР замедляется скорость его реакции при раскрытии и закрытии либо клапан клинит.
Симптомами неисправности системы ЕГР могут служит такие ситуации:
Проверка работоспособности
Неисправности, касающиеся запирания системы ЕГР, могут нарушать стабильность оборотов двигателя на холостом ходу и в период акселерации, понижению приема и увеличению затраты топлива.
Для проверки клапана ЕГР нужно:
Проверить исправность, закрепление и верность прокладки вакуумных шлангов в системе | При выявлении неисправных элементов выполнить их смену |
Отключить от клапана ЕГР | Вакуумный шланг |
Запустить работу двигателя | Оставив его действовать на холостых оборотах |
Посредством использования вакуумного ручного насоса организовать разрежение на клапане | Когда разрежение клапаном не сдерживается, это значит, диафрагма разорвана. При исправном состоянии диафрагмы обороты холостого хода должны утратить свою стабильность или остановиться вовсе |
Снять клапан ЕГР с впускного трубопровода и вновь организовать в нем разрежение | Не открывающийся клапан нужно сменить |
Когда клапан раскрывается исправно и он может продуваться | То отказ объясняется нарушением проходимости линий соединительного тракта. Проверить следует проходимость подающей трубки ЕГР |
Чтобы проверить работоспособность системы ЕГР в целом надлежит:
Полезная информация при эксплуатации
Система ЕГР гарантированно служит примерно пятьдесят-семьдесят тысяч километров пробега. После этого требуется проверить ее и заменить отслужившие свое детали.
Нередко автовладельцы глушат ЕГР, мотивируя это:
- повышением мощности двигателя и ровным разгоном во всех рабочих диапазонах двигателя;
- отсутствием неисправностей со стороны ЕГР;
- уменьшением нагара на поршнях;
- лучшим сгоранием топлива.
Но нужно понимать, что заглушка ЕГР ведет к тому, что авто не соответствует европейским стандартам касательно безопасности выхлопа.
В целом на «простых» авто можно заглушить ЕГР. Особого вреда от этого не будет и двигатель будет работать надежно.
Если же на машине установлена «продвинутая» ЕГР со множеством датчиков, то после заглушки машина станет работать лучше, но лишь на первых порах.
На некоторых авто (TOYOTA, HONDA, MAZDA) заглушка ЕГР вызывает зажигание лампочки на приборной панели (CHECK). И для ее устранения потребуются дополнительные действия.
Так на немецком «фольксваген крафтер» устранить ошибку после заглушки ЕГР можно лишь через прошивку электронного блока управления с удалением из него ЕГР и сажевого фильтра.
Возникающие вопросы
Как повлияет топливная система на поломку клапана ЕГР, если не глушить систему?
Не вдаваясь в детали процесса, можно отметить такие последствия как неустойчивая работа двигателя и ухудшение динамики разгона авто, затрудненный пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, неровная работа двигателя и дерганье машины.
Во избежание таких нюансов нужно своевременно проверять систему ЕГР и чистить ее элементы. Срок службы ЕГР ограничен, а в условиях российских он еще более сокращается.
Как избежать регулярной замены системы? Только постоянной и своевременной чисткой. Альтернатива только заглушка ЕГР.
Где находится датчик ЕГР на БИД Ф3
Автомобиль BYD F3 в России появился в 2006 году. Он сразу получил признание российских автовладельцев. В основном из-за соотношения цена/качество.
Авто изначально оснащалось 1,6-литровым бензиновым двигателем мощностью в сто лошадиных сил.
Позже в модели произошла замена, и стал использоваться более экономичный четырехцилиндровый мотор Mitsubishi 4G18 с многоточечным впрыском и электронным управлением, объёмом 1,5 литра.
Видео: что такое клапан EGR и для чего нужна система рециркуляции выхлопных газов
Двигатель отвечает экологическим стандартам, в частности Евро-4. Клапан ЕГР находится на выпускном коллекторе и управляется он посредством электропневматики.
Что касается датчика ЕГР, то его в принципе нет. Управление клапаном осуществляется на основании показаний датчиков температуры охлаждения жидкости, частоты вращения коленвала.
Пневматика клапана управляется дроссельной заслонкой – превышение оборотов создает разрежение и клапан открывается.
Обычная ошибка в Дэу Нексия
На Деу Нексия частой является ошибка 0036 по клапану ЕГР. Обусловлена она:
- забиванием вакуумного канала;
- не герметичностью вакуумной системы перед дросселем;
- подклиниванием штока клапана;
- забитостью фильтра внутри клапана;
- повреждением диафрагмы клапана.
Иногда ошибка может возникать и при исправности системы ЕГР. При этом появляется она при движении и определенных нагрузках.
На холостом ходу ошибка не возникает. Причина может крыться в некачественном бензине.
Данная ошибка по ЕГР будет практически постоянной, если установить на авто ГБО, поскольку в таком случае топливно-воздушная смесь не может корректироваться.
За что отвечает EGR на дизеле
Что такое датчик ЕГР на дизеле? В целом принципы системы ЕГР одинаковы для любых двигателей. На дизеле ЕГР также выполняет рециркуляцию газов.
Посредством системы отработанные газы делятся на вредные и очищенные. Вредные газы возвращаются в двигатель для повторной переработки и только потом попадают в выхлопную трубу.
Присутствие клапана ЕГР на дизеле сажевый фильтр внутри выхлопной системы авто загрязняется менее быстро чем при отсутствии ЕГР.