Общее между славянами и скандинавами. Славянский след в скандинавии и двойные стандарты интерпретаций. Дания и даны

Скандинавские отряды профессиональных воинов, которых на западе Европы называли норманнами ("северными людьми"), а на востоке-варягами (от шведского var - клятва), с конца IX - начала X века. совершали нападения на земли Дании, Англии, Франции, Южной Прибалтики, дошли до Средиземного моря и задолго до Христофора Колумба высадились в Америке. Основными их занятиями стали военный промысел, военная служба и торговля. Варяги отличались мужеством, храбростью, настойчивостью, безжалісністю как к противнику, так и к себе. Оседая на местах своих победоносных вылазок, смешиваясь с местным населением, викинги быстро втягивались в культуру покоренных территорий.

нач. IX ст. активизировалось проникновение варягов через систему рек и озер вглубь Восточной Европы. Направляясь на восток, скандинавы преследовали скорее торговую, чем военную цель. Ладожское озеро и г. Волхов служили "въездными воротами" с Балтики: через бассейн оз. Ильмень отсюда можно было добраться до Волги, ею достичь земель волжских булгар и Хазарии, а пересекая Каспийское море - арабских стран Средней и Передней Азии. Предприимчивые купцы-воины переправляли на юг мед, воск, меха, рабов. Со временем южное направление начинает преобладать в здобичницькій, военно-служебной и торговой деятельности скандинавов.

С IX века. скандинавские мореплаватели начали осваивать новый торговый путь на юг, который получил название "путь из варяг в греки". С оз. Ильмень по малых реках и речных волоках их лодки добывались верховьев Днепра, а уже оттуда по Днепру спускались в Черное море. Оседая в приречных населенных пунктах, варяги или подчиняли окрестные племена, принуждая их к уплате дани, либо вступали с ними в союзнические отношения. Относительно Киева, то там сходились речные транзитные пути, и собственно эта специфика расположения города, которая позволяла контролировать весь днепровский путь, предоставила ему роль базы, с которой в течение IX века. норманны осуществили постепенное объединение территорий, связанных конфигурацией гидрографической сети с Днепром.

Отметим, что археологическая наука не обнаружила следов длительного пребывания или экономического или бытового влияния скандинавов в Среднем Поднепровье периода основания Русской земли. На восточнославянских землях они появились тогда, когда здесь уже существовала собственная государственность.

Происхождение названия "Русь"

Нестор-летописец, делая бл. 860 г. запись о походе Аскольда и Дира на Константинополь, отмечает, что с того времени "начася прозивати Руска земля".

В исторических источниках, как известно, по-разному толкуется термин "Русь". Кое-кто из исследователей пытается доказать его финское происхождение, другие ищут его корни в шведской, славянском языках. Это свидетельствует о широком распространении названия "Русь" у других народов. Постепенно термин "Русь" начинает касаться всех дружинников, в том числе и славянского происхождения. Название "Русь" распространяется, прежде всего, на полян, которые господствовали в протодержавному образовании на Приднепровье, а затем и на всех восточных славян. Этим же словом именовали и Древнерусское государство с центром в Киеве Официальные названия "Русь", "Русская земля" в X-XI вв. становятся общеупотребительными на всем ее пространстве.

Итак, слово "Русь" возникло не как этноним, а как политическое название государственного объединения.

Историческое развитие Украины начался 1 млн. гг. к н.е. и стал составной частью эволюции человечества.

Изменения на территории Украины в архаическую сутки происходили, как в мире в целом, но и имели определенные особенности.

Трипольская культура была одной из древнейших земледельческих культур мира (IV-Ш тыс. к н.э.).

Южные украинские степи долгое время были заселены кочевниками, которые оставили заметный след в истории Украины. Первый известный науке кочевой народ, который жил на Юге, - киммерийцы (кон. II тыс. - VII вв. к н.е.). Они образовали первое в южных степях государственное объединение.

С VII века. к н.е. по V ст. н.е. в Северном Причерноморье существовали античные города-государства, обеспечивая тесные культурные связи украинских земель с античным миром.

В лесостепных районах Украины в начале н.е. расселяются славяне.

На месте антского складываются новые государственные объединения, а в IX ст. н.е. возникает государство - Киевская Русь.

Скандинавы и Славяне Говоря о расово-этнической принадлежности того либо иного народа, на свет всплывает куча самых разношерстных мнений, подавляющее число которых, тем не менее, находится далеко за пределами здравого представления. К сожалению, массовый славянский обыватель совершенно не догадывается о том, что к так называемой "германской" расе принадлежит в большинстве случаев и он сам. Тайна скандинавских просторов, населенных "викингами" пожалуй, любого из нас с детства. Кто эти красивые люди? Откуда они пришли на этот живописный полуостров, окаймленный свинцовой водой, туманами и бесчисленным числом тайн? Если мы обратимся к историческим первоисточникам, так или иначе истолковывающим историю Скандинавии, то мы очень быстро обнаружим, что многие из них прямым текстом указывают на то, что жители Скандинавии не коренной там, а пришлый народ. Откуда же он тогда пришел? Ответ не заставит себя долго ждать. Вот вам отрывок из "Саги об Инглингах": "...От этого моря отходит на север длинный залив, что зовется Черное море. Он разделяет трети света. Та, что к востоку, зовется Асией (страна Асов - Славян-Ариев; отсюда и нынешнее название части света: Азия прим. авт. , а ту, что к западу, некоторые называют Европой, а некоторые Энеей. К северу от Черного моря расположена Великая, или Холодная Швеция. Некоторые считают, что Великая Швеция не меньше Великой Страны Сарацин, а другие сравнивают ее с Великой Страной Черных Людей. Северная часть Швеции пустынна из-за мороза и холода, как южная часть Страны Черных Людей пустынна из-за солнечного зноя. В Швеции много больших областей. ... С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, правильное название которой Танаис. Она называлась раньше Танаквисль, или Ванаквисль (Танаис - латинское название реки Дон - прим. авт.). Она впадает в Черное море. Без всяких пояснений из этого фрагмента ясно, что речь здесь идет о территории, где ныне лежит долина реки Дон, а также юго-восточные области нынешней Украины и, возможно, даже крайнего юго-востока Беларуси. Говорится, что Один правил в городе, который назывался Асгард - город асов, т. е., Славян-Ариев. Сага повествует о колонизации Одином, предводителем славянского населения античного придонского государства Великой Швеции, известным также под именем Вод(з)ин, северных просторов Европы. В литературе не счесть рассуждений о лидерстве скандинавов и о заимствовании другими жителями Балтики у них всего, чего угодно. Говорят либо о лидерстве скандинавов, либо просто ни о чём, кроме них не упоминают. Несмотря на то, что сейчас этому уделяется гораздо меньше внимания, чем настоящим, или даже мнимым подвигам скандинавов - существует много разных свидетельств о славянах не просто на Балтийском море, но и в самой Скандинавии. Судя по всему - балтийские славяне принимали самое активное участие в жизни не только Балтийского региона как такового, в целом, но и конкретно Скандинавии. В том числе и новых её приобретений, таких как Исландия. Конечно, правда о нашем прошлом далеко не всем приходится по вкусу, отчего ее и тщательно прячут, начав делать это сразу после введения так называемого "христианства" на Славянской Земле. Поэтому, дорогой читатель, ты никогда, возможно, и не слышал ни о Саге об Инглингах, ни об открытии Тура Хейердала, превозносящих твою Славянскую Историю, ставя ее на надлежащее ей место, ни о исторических трудах Ломоносова, которые, в лучшем случае, можно частично почитать лишь на задвинутых на самые задворки сайтах. Как бы то ни было, после всего увиденного и услышанного легенда о призвании варягов больше не кажется нам такой одиозной, поскольку "призвание", как оказывается, если оно имело место, происходило в пределах одного и того же государства и среди одного и того же народа. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. О том, что скандинавы являются выходцами из славянских земель, говорят не только уникальные свойства их языка, не только мнение авторитетных ученых и не только древние саги и предания. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на внешность северо-западных славян и скандинавов. Их делают похожими или даже неотличимыми высокий рост, пропорциональное сложение, светлая кожа, голубые глаза, отсутствие или же малое число "утиных" носов и круглых лиц, свойственных живущим по соседству угро-финнам. Чем же обуславливается такое сходство "потомков беглецов с Атлантиды" с "прозаическими" славянами, обитающими, к примеру, среди полесских топей и болот? Ответ на этот вопрос дает генетическая наука, результаты исследований которой почему-то либо упрямо прячутся от русскоязычного читателя, либо доходят до него в экстремально искаженном пересказе тенденциозных СМИ, из которого вообще трудно что-то понять. Налицо вырисовывается группа людей, принадлежащих генетически к одному роду, но проживающая в разных странах. Именно это обстоятельство является главной причиной того, почему результаты генетических исследований всячески искажаются, если дело касается донесения их до русскоязычной публики. Исторически сложилось так, что кому-то очень хочется видеть русскоязычного человека и СЛАВЯНИНА вообще в списке совершенно других племен и народов. Предполагается, что оно началось в IX в. Однако до сих пор нет хорошо датированных археологических находок, которые могли бы доказать это. Можно указать в этой связи на неисследованное кольцевое укрепление Ревсхалеборг непосредственно к востоку от Марибо на Лоланде, которое по своей полностью развитой форме ближе всего к славянскому городищу Даргун в округе Мальхин, Мекленбург. Следующая возможная дата славянского переселения - XI в., время правления Свена Эстридссена. Говоря о древних скандинавских сагах, я считаю уместным напомнить, что далеко не все из них дожили до наших дней в первозданном виде. Все без исключения саги претерпели невероятного объема перередактирование после христианизации Скандинавии около тысячи лет назад. Во-первых, саги, являющиеся по-сути многотысячелетними сказаниями славян, были переписаны со славянской руницы в латиницу ватиканских "цивилизаторов" и потому их возраст несказанно "помолодел", перенеся свой "день рождения" на 10-12 столетия. При этом сам рунический алфавит скандинавских славян подвергся полнейшему уничтожению, а люди его знавшие - физической ликвидации. К счастью, лапы "христианизаторов" не смогли дотянуться до шведских чащоб и болот, которые в превеликом множестве сохранили для нас камни с руническими славянскими текстами из дохристианской эпохи. Во-вторых, сам текст саг был изменен и изуродован до такой степени, что из него уже, в большинстве случаев, невозможно было понять, о чем, собственно, идет речь. Особенно тщательной редакции подверглись названия географических мест, где происходили летописные события. Как видим - славянские следы вполне отчётливо видны в Скандинавии, и в качестве военной силы, нападавшей, грабившей и разорявшей поселения, а то и целые провинции, и в качестве мирных переселенцев, торговцев и ремесленников, обосновывавшихся на её землях. Более того - следы славянских переселенцев видны даже в новых, осваиваемых скандинавами в средневековье территориях, таких как Исландия. А ваше мнение други?

Во Львове, на Лычаковском кладбище, одно из надгробий представляет собой интереснейший образ древнегреческой музы Клио. Напомним читателям, что Клио была у греков музой былого (истории). Интересен сей образ тем, что Клио исполнена с наклоненной вниз головой, что означает её подчиненное положение. А, попросту говоря, это иносказательная передача того, что наука о Былом очень часто склоняла голову перед сильными мира сего.

Наш очередной очерк мы посвящаем попытке осветить один из самых интересных, загадочных и противоречивых отрезков былого восточных славян, русинов, это время так называемой Киевской Руси. Почему так называемой? Давайте перейдем к сути дела.

В науке о былом давно не утихают споры: «русь», «рось» - чьи это слова, славянские или инородные? Ученые накопили множество мыслей по этому поводу. Одна из наиболее распространенных: «русь» - это самоназвание скандинавских викингов, пришедших к Славянам во главе с князем Рюриком. Вторая: «русь» - это тюрское слово, принесенное славянам от хазар. Третья: «русь» - это подарок славянам от готов, в частности, от самоназвания одного германского племени, жившего в Поднепровье и именовавшегося «гросс».

Привычное и знакомое нам со школьной скамьи учение, основанное на «Повести Временных Лет» (ПВЛ), относит возникновение Руси к IX веку, в частности: «от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словене».

И, конечно же, все любители тезиса о дикости и безграмотности славян дружно хлопают в ладоши. Но, друзья мои, давайте дадим себе отчет, что Повесть Временных Лет дошла до нас в переписи XVI века, а обнаружено и того позже, в веке XVIII. Как бы там ни было, дело с летописями обстоит уж очень не просто. Если ПВЛ относит «русь» к IX веку, то иной источник, в переписи всё того же XVI века, «Житие Стефана Сурожского», говорит о «роусской рати» во главе с князем Бравлином уже в VIII веке. Странно, не правда ли? Каким образом в VIII веке могла оказаться Русь, которая только в конце IX века должна появиться среди славян?

А далее ещё интересней. Вертинские анналы, западноевропейский источник, говорят, что в 839 г. у императора Людовика побывали некие послы «русского хакана». Интересно это тем, что Поднепровье, согласно летописи только в 852 г. станет именоваться Русьской Землей. А тут уже и послы, да ещё в Западной Европе. При всем этом, автор Вертинских анналов говорит, что всё же считает этих руссов свевами, то есть шведами. Иными словами, древние понимали, что русь и свевы - это не одно и то же.

Двигаемся далее. А есть ли в Швеции, возможно было когда-либо, племя с именем «русь», «русы»? Нет, такого племени или народности в Швеции никогда не было. А Русь все средневековые авторы связывают только с Северным Причерноморьем. Почему же в науке о былом возникла мысль о норманнском происхождении Руси?

Дело в том, что в посольствах русских правителей действительно были скандинавы, свевы, составляющие большую часть послов. Но в этом нет ничего удивительного, поскольку свевы (викинги) были хорошо знакомы с правилами и обычаями европейских дворов, лично знали многих придворных и королей. Такого дипломатического опыта наверняка не было у славян.

Следует также отметить, что в числе воинских захоронений на Руси VIII-IX вв. норманнские составляют ничтожно малое число в сравнении с захоронениями славянских воинов. Посему, заключаем, что наличие некоего числа норманнов в государственной жизни восточных славян не дает основания утверждать о норманнском происхождении Руси, тем более, что былое Швеции не знает никакой Руси, кроме той, которую они называли «Русланд» или «Гардарика», находившейся на берегах Днепра.

В 852 г., как свидетельствует Летопись Русьская, стала наша земля именоваться Русью. Это сообщение следует понимать, как некий государственный акт, четко утвердивший уже устоявшееся в народе самоназвание. Что же касается упомянутой выше «Киевской Руси», то таковой никогда не существовало, кроме как в воображении историков, которые таким образом пытались обосновать, почему многие века столица Руси - Киев, не имел отношения к государству российскому.

Отдельно мы остановимся на летописях, летописных сводах Руси, ибо именно на их основе составлено бытующее представление о средневековой Руси. Во-первых, родноверы должны понимать, что до нашего времени не дошла ни одна древняя летопись, а все они существуют в переписях, датируемых XV-XVII веками. Во-вторых, древнерусские летописи, причем своды одной и той же Летописи Русьской, серьезно противоречат друг другу в датировке. Например, Лаврентьевский свод сообщает, что князь Олег умер в 912 г. и похоронен в Киеве. Чему противоречит Новгородский свод, утверждая, что скончался сей князь в 922 г. в городе Ладоге, где его и погребли. Обе повести, наукой признаны подлинными. В-третьих, древнерусские летописи противоречат в описании многих событий иностранным источникам того же времени. Например, летопись утверждает, что Ольгу крестил в Константинополе император Константин VII-й Багрянородный, тогда как сам император в своих записках пишет, что Ольга прибыла уже крещеной, да в придачу со своим попом. В отличие от древнерусских летописей ни один источник Византии, Болгарии или иного народа не знает ничего о крещении Руси в 988 г. В-четвертых, не смотря на то, что летописи считаются первыми письменными памятниками Руси, иностранные источники утверждают, что письменность у славян существовала задолго до появления как летописей, так и христианства вообще. В частности, германские священники многократно указывают, что на кумирах славянских Богов были вырезаны их имена (надеюсь, читатель понимает, что они не могли быть написаны азбукой, созданной христианскими священниками для нужд христианской церкви). Арабские путешественники указывают, что на памятных надмогильных знаках язычники ас-сакалиба (так арабы называли славян) писали имена умерших, как правило, вельмож и царей.

Всё это и многое другое дает нам право и выступает причиной к пересмотру и переосмыслению наиболее противоречивых утверждений официальной науки о Былом (истории). Что мы будем продолжать делать в следующих статьях.

Богумир МЫКОЛАЕВ

Подпишитесь на нас

Вендельский период в начальной истории Швеции (550 - 800 гг.) имеет особо важное значение. Он характеризуется разгромом державы Инглингов, взлетом культуры, особым, уже сложившимся погребальным обрядом - трупоположением в ладье, не присущим до этого Скандинавии.

Следующий период - « эпоху викингов»(IX - XI вв.) ученые считают в известной степени продолжением и развитием Вендельского периода, в качестве основного аргумента приводя факт сохранения и расширения погребений в ладье, в основном уже трупосожжений, как мужских, так и женских.

Сегодня захоронения в ладье большинство отечественных и зарубежных ученых считает типично скандинавским (шведским) погребальным обрядом, на этом основании называя скандинавскими любые подобные захоронения, в том числе и на территории Древней Руси.
Погребение знатного руса в ладье, описанное Ибн - Фадланом, также объявляется скандинавским, а русы соответственно- скандинавами.
Накопленный археологический материал по Древней Руси создает противоречивую картину: скандинавские погребения перемешаны со славянскими, в скандинавских погребениях славянские вещи, а в славянских - скандинавские (а в тех и других - вещи финоугорские и арабские); производство: вещи-гибриды, - то ли скандинавские ремесленники делали изделия применительно к славянской среде, то ли славянские мастера копировали скандинавские образцы.

Кроме того, налицо противоречие между скандинавской трактовкой ряда погребений и вещей на Руси и письменными источниками: вторая половина IX - X вв. основные находки скандинавских вещей и в то же время сообщение летописца Нестора о том, что варяги-русь - славяне; XI век - сообщение русских и скандинавских источников о приходе с Ярославом скандинавов и одновременное исчезновение «скандинавских вещей» в археологических находках.

Объяснения данному противоречию могут быть следующие: или Ярослав привел не скандинавов, а другой народ, или « скандинавские» вещи и погребения на Руси (и не только на Руси) IX - X вв. скандинавскими не являются.

По поводу так называемых « молоточков Тора», которые норманисты совершенно безосновательно считают этноопределяющим признаком скандинавов, я уже высказывался ранее, в сообщении « О молоточках Тора».

Теперь хотелось бы сказать несколько слов о « скандинавском» похоронном обряде, ближайшие истоки которого мы видим в Вендельских захоронениях.

Погребальный обряд отражает религиозные представления народа, его совершающего. Следовательно, необходимо выяснить, чьим религиозным представлениям могли соответствовать вендельские трупоположения в ладье. Для этого рассмотрим скандинавскую и славянскую мифологию и практику.

И у скандинавов, и у славян трупосожжение считалось наиболее быстрым и легким способом освобождения души от мертвого тела и достижения ею или Валгалы, или Рая-Ирия.

На первый взгляд, вендельские трупоположения ни к скандинавам, ни к славянам отношения не имеют. Действительно, ни те, ни другие не должны были хоронить своих лучших представителей через трупоположение, так как это бы означало невозможность для души сразу достичь наивысшего состояния, ее долгие мучения в медленно гниющем теле. Не случайно русский купец, сопровождавший ибн - Фадлана на похоронах, заявляет ему: «Вы, о арабы, глупы,... Воистину, вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в прах (землю) и съедают его прах и гнус и черви, а мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас»".

Но если мы внимательнее рассмотрим мифологии скандинавов и славян, то обнаружим очень интересные моменты.

В славянской мифологии мир порождается действием светлых и темных сил и имеет троичную структуру, отражаемую мировым деревом: верхний мир - мир светлых богов, нижний мир - мир темных богов и средний мир людей, расположенный между этими двумя мирами (или нижняя часть светлого мира). Между светлыми и темными богами идет непрерывная борьба, и мир существует,пока светлые боги одерживают победу. Победа темных сил означает гибель всего мира и,соответственно, мира людей.

Для славянина мир людей является важнейшим; в этом мире он живет и здесь же возрождается в потомках душа умершего человека. Ирий, часть мира светлых богов, имеет в данном контексте ценность постольку, поскольку является промежуточной ступенью между смертью человека и последующим возрождением его души.

Сохранение мира людей напрямую связано с победой светлых сил над темными,что определяет активное участие славян в этой борьбе.
Данная борьба идет по двум направлениям:
- борьба с людьми, вставшими на сторону темных сил и пытающихся уничтожить привычный мир, мир людей (= славянский мир);
- так и борьба с темными силами, протекающая в разных формах (умиротворение темных сил, их нейтрализация жертвами и заклинаниями, прямая борьба с ними в одном ряду со светлыми богами…).

На переднем плане этой борьбы - славянские жрецы, жрецы-воины светлых богов, названные по имени главного бога Сварога, - варягами (см. работу « Заметки о руси и варягах» и комментарии, раздел Нетрадиционная история).

Славянский воин-жрец приносил в жертву светлым богам и миру людей свою земную жизнь со всеми ее радостями и печалями (интересно, что одно из значений слова « князь» у славян означает « жених», т.е. человек, еще не познавший полноту радостей жизни и которому это предстоит в будущем).

Но было и особое самопожертвование, которого удостаивались лучшие из варягов, варяги-князья.
Оно заключалось в принесении в жертву не только конкретной земной жизни, но и будущих возрождений души в последующих жизнях.
Смысл такой великой и страшной, с позиции славянина жертвы, - в перенесении борьбы с темными богами на их территорию, в нижний мир. Практической реализацией данной сверхжертвы, ставящей человека вровень со светлыми богами, и были трупоположения в Вендельский и последующий периоды.

Активная борьба с темными силами в нижнем мире объясняет как наличие в данных захоронениях по несколько щитов, мечей и т.п., так и разнообразных средств передвижения в этом мире: основное - ладья (как у Даждьбога), а также конь (как у Перуна), - или как верховой, или запряженный в повозку и сани (в дальнейшем - снабженный ледоступами). Кроме того, ритуальный характер оружия, шлемов предполагает захоронение воина-жреца.

Захоронения в ладье, до вендельского периода чуждые Скандинавии и не имеющие корней в скандинавской космологии, соответствуют представлениям славян о способе передвижения Даждьбога по темному миру.

Набор животных в вендельских захоронениях многообразен. Но главным ритуальным животным, судя по дальнейшему развитию обряда (эпоха « викингов», IX - XI вв.) , является конь. Из народов балтийского побережья культ коня, гадание с использованием коня и принятие на основе этого важнейших решений были присущи именно прибалтийским славянам, в частности,славянам острова Рюген.

Кроме того, весьма показательны детали вендельских изображений: усатые и безбородые (или с коротко стриженной бородой) лица воинов; шлемы с изображением хищных птиц и кабанов; копья с ромбическими наконечниками (см. ОБЛИК РУСОВ. Л.Р. Прозоров)
Таким образом, можно сделать промежуточный вывод: вендельские захоронения, характеризующиеся богатыми трупоположениями в ладье, соответствуют религиозным, мифологическим представлениям прибалтийских славян.

Теперь рассмотрим некоторые особенности скандинавской космологии применительно к вендельским захоронениям.
Мир сотворен богами - асами посредством убийства и расчленения одного из великанов. Структура мира троичная: мир богов - Асгард, мир людей и то, что его окружает - Митгард и Утгард и мир мертвых - преисподняя, царство Хель.
Но эта троичность внешняя, несущественная в скандинавской мифологии. Все основные события: от сотворения мира и его развития до Рагнарека - его гибели, связаны с Асгардом, миром богов.

Главная темная сила - Локи, является одним из асов; основные противники богов-асов в Рагнареке порождены опять же Локи - одним из них; развитие сюжета, связанное с провокацией Локи и его последующим наказанием - также внутренние дела богов и, по существу, никакого отношения к миру людей и преисподней не имеющие.

Мир людей в скандинавской мифологии, в отличие от мифологии славянской, особой ценности не представляет. Если для славянина мир людей является важнейшей частью мира, местом бесконечного возрождения человеческой души, вокруг которого и разворачивается борьба светлых и темных богов, то для скандинава мир людей - не более чем средство его душе попасть в Валгаллу, где она будет развлекаться до Рагнарека и своей окончательной гибели.

(При знакомстве со скандинавской мифологией поневоле делаешь вывод о ее эклектичности (суп, каша и компот в одной кастрюле) : представление о преисподней с душами негероев и, судя по всему,женщин, которая отделена рекой и вход в которую охраняет собака - что-то уж очень напоминает царство Аида; ясень, мировое дерево скандинавов, есть дурно понятое и искаженное представление о дубе-ясене,мировом древе славян.Мировое древо славян органично олицетворяет триединство мира; ствол является как миром людей, образно представленных в виде пчел,собирающих мед, так и дорогой, соединяющей все три мира, по которой движутся боги, души людей и животных. У скандинавов ствол мирового дерева - дорога, по которой носится туда-обратно белка, функция которой состоит в передаче ругательств снизу вверх и обратно, листья и ствол грызут олени, а предсказательницы судьбы,вместо своих прямых обязанностей, замазывают грязью израненное дерево. Что это, как не представления лесного дикаря, наблюдающего и описывающего поведение белок и оленей в природе? Образ Локи как « падшего» бога, отправленного в преисподнюю и конечная гибель мира, ничтожность человека - искаженные скандинавской фантазией представления христиан; неотвратимость, предопределенность Судьбы - отражение представлений римлян, а затем и византийцев о Фатуме…).

Так стоит ли беспокоится о людях в частности и о мире людей в целом, если в данный момент этому миру по-существу ничего не угрожает? Если гибель мира предопределена и произойдет в будущем? Если действия людей (или их душ) не в силах что-либо изменить?
Ответ очевиден. Ценность мира людей для скандинава близка к нулю.

Если, исходя из скандинавской космологии, мир людей для скандинава особого значения не имеет, защитить его он не в силах, то можно ли говорить о вендельских захоронениях как о скандинавских, если данный обряд захоронения никак не связан с религиозными воззрениями скандинавов (идеологическая сторона - необходимость защиты мира людей прямой борьбой с темными силами в их мире; практическая сторона - ладья как средство передвижения по темному миру)?

Ответ очевиден: вендельцы и, соответственно, вендельский период (550 - 800 гг.) с его культурой, никакого отношения к скандинавам, судя по похоронному обряду, не имеют.

Эпоха « викингов» (IX - XI вв.), представлена археологически в основном Средней Швецией, точнее, о. Бирка и окрестностями.
Наши бескорыстные скандинавские патриоты, делая глубокомысленные и далеко идущие выводы о скандинавах на Руси в период формирования древнерусского государства, в качестве главного аргумента приводят схожесть погребальных обрядов Бирки и ряда русских могильников. И действительно, сходство настолько велико, что можно смело утверждать об одной и той же этнокультурной группе, которая населяла как Бирку, так и окрестности Ладоги, Новгорода, Гнездова, Тимирева и т.д.

Эта этнокультурная группа обеспечила экономический, торговый и культурный подъем Бирки и Средней Швеции, и именно ее достижения выдаются за достижения « эпохи викингов» в целом и шведов в частности.

С уходом данной этнокультурной группы на территорию Руси завершается по существу « эпоха викингов», Бирка быстро хиреет, как по волшебству исчезают « скандинавские» древности, включая двойные фибулы национального(!) шведского платья (Повсеместное исчезновение « шведского» национального платья в XI веке наши скандинавские патриоты с умным видом объясняют проникновением христианства в будущую Швецию. Все правильно, христианским попам больше делать было нечего, как только гоняться за несчастными шведками, имеющих наглость ходить в подобных платьях, изготовление которых, по мнению норманистов, никак не могли освоить тупые славянки в силу сложности петелек, к которым фибулы крепились), а сама Швеция на несколько веков вновь засыпает сладким первобытным сном.

Вот только возникает вопрос: а на каком основании население Бирки наши и забугорные норманисты считают скандинавским (шведским)?
Оснований, по большому счету, три:
1. Культура Бирки является наследием и развитием Вендельской культуры.
Но, по заявлению даже таких ярых норманистов, как Г.С. Лебедев, вендельский похоронный обряд появляется внезапно, в уже сложившимся виде и корней в Скандинавии у него нет; кроме того, выше я показал, что похоронный обряд вендельцев вытекает из космологических представлений и религиозной практики славян и одновременно противоречит скандинавской мифологии.

2. Так как Бирка расположена в районе побережья будущей Швеции, то и население Бирки и ее окрестностей - скандинавы (шведы).
В работе « Заметки о руси и варягах» (раздел « Нетрадиционная история») и комментариях к ней была высказана и аргументирована мысль о том, что Бирка и подобные ей торгово-ремесленные поселения на островах и побережье будущей Швеции являлись славянскими колониями. Норманистам приведенных аргументов показалось мало. Ну что ж, приведу еще.

В « Житие святого Ансгария(?)», кроме христианских сказок, есть весьма любопытные наблюдения, касающиеся Бирки.
- По важнейшим вопросам жители Бирки устраивают гадание на жребии на открытом месте.
Гадание на жребии, или жеребии есть обряд, описанный у славян и никакого отношения к скандинавам не имеющий. Именно славяне гадали с использованием коня, священного для них животного. Жеребий, жеребец точно соответствует критериям коня для гадания: неезженный; не использованный в обгуле.(Фасмер внезапно становится на редкость близоруким и по сути никак не объясняет этимологию слова « жребий», проявляя свойственное всем норманистам игнорирование очевидных вещей, как только дело касается фактов, противоречащих их псевдонаучным построениям.

Аналогично и с понятием « князь». Князь у славян - повелитель, воин, жрец. Этимология - от слова « конь» - кОняз, кОняг (княГиня). То есть изначально князь - воин-жрец,связанный с конем как священным животным. Скандинавское « конинг» - производное заимствование у славян. Попытка объяснить « конинг, кунинг» от германского « куни» = род, - притянута за уши, так как не раскрывает смысл данного понятия, в отличие от славянского объяснения.

В пользу славянской этимологии понятия « князь» и связи с понятием « конь» говорит и следующий факт: у славян слова « князЕк» и « конЕк» означают одно и то же.). Кроме того, одно из славянских значений понятия « князь» как жениха (т.е.человека,еще не знакомого со всеми прелестями земного существования) соответствует пониманию жреца-воина как человека, отказавшегося от радостей жизни ради великой общей цели. (мое объяснение « гадания на жеребии» является НАИБОЛЕЕ гипотетичным, но по ряду соображений я оставил этот кусочек в статье).
- Форма обращения жреца к населению: «Мы в течение долгого времени были к вам благосклонны, и вы долгое время с нашей помощью хранили землю, на которой обитаете, в великом изобилии, мире и процветании. Вы отплачивали нам положенными жертвами и обетами, и дары ваши были нам угодны. Ныне же вы лишили нас обычных жертв и реже даете добровольные обеты и, что всего более нас раздражает, стали почитать, кроме нас, другого Бога. Итак, если вы желаете умилостивить нас, верните нам недоданные жертвы и принесите великие обеты, а почитание иного Бога, который наущает вас против нас, не допускайте и службу ему не отправляйте. И коли вы хотите иметь много богов, а нас вам недостаточно, мы единодушно принимаем в наш сонм вашего бывшего короля Эрика 63, дабы стал одним из богов".

Подобное же, от первого лица, обращение славянского жреца к крестьянину зафиксировано Гербортом в жизнеописании Оттона Бамбергского: "Я бог твой, я тот, который одевает поля хлебами и леса листьями, плодами нивы и сады. Плоды живущих и все, что служит к пользе человека, — в моей власти".

Жители Бирки в условиях вражеского вторжения бегут в город, чтобы помолиться своим многочисленным богам.
Возникает вопрос: а где они молились, в каких религиозных сооружениях? По данным археологии, в городе было два типа сооружений - плетенки-мазанки и дома, стены которых построены из вертикально стоящих столбов. Второй тип сооружений соответствует описаниям именно славянских храмов, особенностям их строительства (Деревянный храм, подобный описанным, раскопан около Гросс Радена в Германии. Стены прямоугольного храма были сделаны из вертикально стоявших плах (плаха - расколотое вдоль бревно) и обшиты снаружи досками, каждая из которых заканчивалась резной схематичной головкой. Здание окружено оградой из столбов. Около здания найдены череп зубра, шесть черепов коней, глиняный кубок, два наконечника копий и обломки посуды второй половины IX-X вв).
Так кто были жители Бирки, если молились в подобных славянским храмах? Ответ очевиден.

Один из жрецов жителей Бирки от имени богов обещает им сделать богом умершего « короля».
Практически это могло означать одно - особый обряд захоронения, который бы приравнивал человека к богам. Таким обрядом захоронения,существенно отличным от трупосожжения, могло быть только трупоположение, соответствующее вендельским погребениям.
Умерший человек приравнивался к светлым богам в смысле его участия в прямой борьбе с богами темными в их мире, - как это делает Даждьбог каждые сутки, вечером вторгаясь на ладье в мир темных сил и рано утром победоносно выплывая в светлый мир и продолжая дневное движение на колеснице с запряженными в нее конями.

Как я говорил выше, данный обряд погребения соответствует славянской космологии и не имеет ничего общего с космологией скандинавской.

3. Еще одно основание считать Бирку и окрестности скандинавскими (шведскими) является название жителей - свеоны, а самой территории - Свеония (изначально - Бирка и окрестности, затем и вся Швеция). Казалось бы, ясно, но на самом деле не все так просто.

Одно из первых упоминаний этого имени встречается у Тацита: «…а также похожие на них виновилот; светиды, известные в этом племени как превосходящие остальных [величиною] тела, хотя и даны, вышедшие из того же рода, - они вытеснили герулов58 с их собственных мест, - пользуются среди всех племен Скандии славой по причине своего {24} исключительного роста.».

Итак, первоначально будущие жители Бирки называются «светиды». Исходное понятие - славянское « свет», соответственно « светиды» - искаженное свЕтити-свЕтичи, возможно, « свЕти».

В дальнейшем латиноязычные авторы к корню « свет» добавляют традиционное окончание « оне-оны» и светиды выступают уже под именем « све(т)оны», в котором глухой звук «т» перед ударной « о» то выпадает, то вновь появляется; озвучивается как глухое «т» или звонкое «д».
(Бертинские анналы: «… император узнал, что они из народа свеонов, как считается, скорее разведчики, чем просители дружбы того королевства и нашего…»; Адам Бременский: Шведы - Sueones, Suevones, Suedi.; Швеция - Sueonia, Suevonia, Suedia. (СведЕния - II, 34.), причем слова «СвеВония и свеВоны» со звуком « в» (вероятно, попытка отождествить с верхнегерманскими свевами, - будущими швабами; также Свевия = Бавария у Гельмольда в Славянской хронике) так и не прижились в Северной Балтике.
А вот что говорит Фасмер, объясняя понятие « швед»:
Швед
швед I I, род. п. -а, народн. шве?ды мн. "финны", петрозав. (Этногр. Обозр. 40, 351), шветы мн. "шведы", ангарск., сиб. (ЖСт., 16, 2, 34). Вероятно, через нем. Schwede "швед". Ср. также др.-русск. Свицкая земля "Швеция" (Катыр.-Ростовск., XVII в.) и свецкие немцы (Р. Джемс, 1619-1620 гг., 3) и ср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.). Более древним является название свеи (см.). Сюда же шве?дка "брюква", костром., ср. не?мка "брюква", гола?нка - то же. От этого этнонима получено и швед "таракан, который линяет зимой и становится белым", псковск. (Даль). См. Шве?ция. II II "портной", псковск., тверск. Из швец, др.-русск. шьвьць, от шить и вторично сближено со швед I. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973.

Обратите внимание на «…3) и ср.-лат. Suetus "швед", Suetia "Швеция" (Саксон Грамм.).».
Интересно и следующее значение: «…швед - "таракан, который линяет зимой и становится белым", псковск. (Даль)». Синоним слову « белый» - слово « светлый».

При отсутствии сколько-нибудь вразумительного объяснения в германских языках понятия « свет» и производных от него « швед, Швеция», - богатство смыслов данного слова в славянских языках - это и собственно « свет», и « мир», и « люди»; производные понятия « светить», « свеча», « светать» , « светлый», « белый (см. пример выше)»:
свет,

Ближайшая этимология: род. п. -а, укр. свiт, род. п. -у, блр. свет, др.-русск. свkтъ, ст.-слав. свkтъ fоj, fљggoj, a„иn (Остром., Клоц., Супр.), болг. свет(ъґт) (Младенов 577), сербохорв. све?т, сви?jет, словен. sve?t "мир, люди", чеш. sve№t "мир", слвц. svet, польск. sґwiat, в.-луж., н.-луж. swe№t, полаб. sjot "свет, день".

Дальнейшая этимология: Праслав. *sve№tъ связано чередованием гласных со ст.-слав. *свьтkти с„ "светиться", свитати. Родственно др.-инд. c§vЊtaґs "светлый, белый", авест. sраЊtа -- то же, лит. «vie~sti, «vie~‰iа "светить", «vei~sti, «vei‰iu° "чистить, наводить лоск", «vite†ґti "блестеть, мерцать", «vi°tras "наждак", др.-инд. c§vitraґs "белый", др.-перс. spi±ra -- то же, лат. vitrum "стекло", д.-в.-н. hwi^Ѕ "белый" (Мейе, Eґt. 177; Траутман, ВSW 310 и сл.; М.--Э. 3, 1165; Уленбек, Aind. Wb. 323; Торп 118; Вальде 845). Связь слов *sve№tъ и *kve№tъ (см. цвет) недостоверна, вопреки Вайану (RES, 13, 110 и сл). Отсюда светиґть, свечуґ, укр. свiтиґти, свiчуґ, блр. свецiґць, др.-русск., ст.-слав. свkтити ¤ptein, fa…nein (Остром., Супр.), болг. свеґтя, словен. svetiґti, чеш. sviґtiti, слвц. sviеtit", польск. sґwiecicґ, в.-луж. swe№cґicґ, н.-луж. swe№sґisґ. Ср. лит. «vaityґti, «vaitau~ "светить", др.-инд. 3 л. ед. ч. аор. ac§vѓit "заблестел" (Траутман, там же; Эндзелин, СБЭ 194). От слова свет происходит -е- в светаґть, -аґю, первонач. др.-русск., ст.-слав. свитати, сербохорв. сви?тати -- то же, словен. sviґtati sе, чеш. sviґtati "светать", польск. sґwitacґ, в.-луж. switacґ, н.-луж. switasґ.

Страницы: 3,575-576

Слово:свеґтлый,

Ближайшая этимология: -ая, -ое; светлоґ, нареч., укр. свiґтлий, блр. свеґтлы, др.-русск., ст.-слав. свkтЮлъ lamprТj (Остром., Супр.), болг. свеґтъл, -а, сербохорв. сви?jетао, свиjе°тла, свиjе°тло "блестящий", словен. sve.tЌl, sve.tla°, чеш. sve№tlyґ, слвц. svetlyґ, польск. sґwiatљy -- то же, sґwiatљo "свет", в.-луж., н.-луж. swe№tљy, полаб. sґwґotљe.

Дальнейшая этимология: Праслав. *sve№tьlъ от *sve№tъ (см. свет)

Что же означает имя свЕтичи, свЕти (в латинской передаче - Sueones-све(т)оны, Suetus- Suedi)?
В статье « Заметки о руси и варягах» и комментариям к ней (раздел Нетрадиционная история) я объяснил понятие « варяги» как производное от главного бога славян,отца богов - СвАрога. Собственное имя, в частности, своего главного бога, - славяне по вполне понятным причинам врагам-германцам не называли, заменяя его именами описательными. Одно из таких имен - бог Све(н)тови(т)д на Рюгене-Руяне в храме Аркона, которому поклонялась вся славянская Балтика и отделения-храмы которого были в конкретных племенах прибалтийских славян.(Кстати, бог Род - тоже описательное имя СвАрога: прародитель, порождающий,дарующий…).
Для славян: бог СвАрог и Варяги - его служители, жрецы-воины, светлые князья;
Для злейших врагов-германцев, латынян: бог Световид и Светичи (СвЕти).

Таково, на мой взгляд, разумное и логичное объяснение как этимологии, так и значения понятия « свеоны» и производных понятий.

Таким образом, Све(т)оны, СвЕты-С(ш)вЕди - это ВНЕШНЕЕ самоназвание варягов - представителей славян в балтийском регионе; самоназвание, сначала немного искаженное латинскими попами, а затем (после ухода варягов-руси во II половине IX - X вв. в Приильменье, к призвавшим их братьям-словенам,выходцам с южной Балтики) присвоенное местными скандинавскими аборигенами и давшее название будущим шведам и будущей Швеции.

Основные выводы:

Если суммировать доводы и факты в пользу того, что Бирка как основа «скандинавской (шведской)» культуры была на деле славянской колонией со славянской культурой, поселением варягов-руси, то можно увидеть следующую картину:
1.Вендельская культура - основа культуры « эпохи викингов» - была культурой славянской.
Это подтверждается как особенностями погребального обряда, которые соответствуют религиозным представлениям славян и по сути противоречат скандинавской космологии; так и изображениями вендельцев, аналоги которым можно увидеть в описаниях внешности славян и их богов.

Кроме того, по признанию самих норманистов, вендельский похоронный обряд появляется в Скандинавии внезапно, в готовом виде и при отсутствии местных исходных аналогий, - т.е. является здесь чуждым.
Таким образом, погребения в ладье (имитации ладьи) с конем (головой коня) являются этноуказующим признаком славянских погребений, - как на Скандинавском полуострове, так и на территории Руси.

2. Описание Бирки (пика « скандинавской, шведской» культуры в IX - XI вв.) у Гельмгольда в « Житие Святого Ансгария»:
а) Форма обращения местного жреца,как одного из богов, к жителям Бирки, аналог которого мы встречаем у балтийских славян;

б) Предложение жреца сделать богом умершего « короля» соответствует по смыслу вендельским захоронениям, славянское происхождение которых я обосновал выше.

в) Один из двух типов построек, выявленных на поселении в Бирке (сооружения со стенами из вертикально стоящих столбов) соответствует конструкции славянского храма, раскопанного в Германии около Гросс - Радена, при строительстве стен которого в качестве основы использовались вертикально стоящие бревна, расколотые вдоль пополам (плахи).
Другого типа построек в поселении, которые можно было бы соотнести с языческими храмами и в которых жители Бирки молились и приносили жертвы своим богам, не обнаружено.

3. Понятия « свеоны, Свеония», будущие шведы и Швеция, - выводятся из славянских языков и объясняются историей и верованиями прибалтийских славян.
Свеоны (свЕтичи, свЕти) - это внешнее название варягов, изначально служителей культа Сварога - главного бога славян, которого враждебному окружению называли описательными именами, в частности, богом Световидом.
Таким образом, общее название жителей Бирки и окрестностей указывает на их славянское происхождение.

4. Другие аргументы и факты:

Славянские слова в шведском языке, связанные с торгово-экономической деятельностью: …«lodhia» - лодья (грузовое судно), «torg» - торг, рынок, торговая площадь, «besman» («bisman») - безмен, «tolk» - объяснение, перевод, переводчик, толковин, pitschaft - печать…,«cona» («монета») в старофризском, заимствованное из древнерусского, где «куна» означала «куница, куний мех, деньги»; «соболь», которое через средневерхненемецкое «sabel» перешло в немецкое «Zobel», и также заимствованное скандинавскими языками… (см. В.В.Фомин, Комментарии к книге С.А. Гедеонова « Варяги и Русь». Здесь же комментируются и признания норманистов по этому вопросу: « Археологи-норманисты А.Н.Кирпичников, И.В.Дубов, Г.С.Лебедев подчеркивают, что славянские слова в скандинавском охватывают «наиболее полно и представительно - торговую (включая и транспортную) сферу культуры{90}»; « Исходя хотя бы из того, что слово «torg» стало достоянием всего скандинавского мира, то «мы должны признать, — как совершенно верно выводит норманист С.Сыромятников, — что люди, приходившие торговать в скандинавские страны и приносившие с собою арабские монеты, были славянами»)

Топонимы с корнем " горд ", прямые аналогии которого у полабских славян: Юргорден, Хумлегорден, Милессгорден, Кунгстредгорден, Ховгорден…
- топонимы с корнем " хольм ", прямые аналогии которого у лужицких славян: Риддархольмен, Шеппсхольмен, Кунгсхольмен,Ландсхольмен (острова), Грипсхольм, Дроттнингхольм (замки)…
- топонимы с корнем " стан ", прямые аналогии которого у различных славян: Бистан, Гамла Стан, Вазастан
- топонимы со славянским корнем « торг»: Jamtorget , Sodermalstorg , Ostermalmstorg , Kvamtorget , Vaksala torg , Torbjofns torg…
- названия улиц-дорог с корнем « гат(ь)»: Homsgatan , Dalagatan , Odengatan , Fleminggatan , Кунгсгатан… Этот корень соответственно объясняется в славянских языках и, как способ, известен в практике строительства улиц в городах южнобалтийских славян, в Новгороде.

Большинство керамики в Бирке и окресностях - керамика славянская.
Как считают ученые, керамика - главный этноуказующий материал.
- наличие в захоронениях на Бирке славянских сарафанов в сочетании с т.н. « скандинавскими» фибулами, которые в глубине той же Швеции почему-то не встречаются, а после призвания варягов словенами исчезают из Скандинавии.
Есть и другие интересные факты.
Итак, основной вывод: начальная история, в частности, Швеции - это история славян, похищенная у нас как забугорными, так и отечественными норманистами.

Калин Р.Н, slavyanskaya-kultura.ru

В очередной статье соответствия богов различных стран и культур мира, мы рассмотрим схожие черты и родственные связи славянских языческих богов и богов германо-скандинавской мифологии. Данный цикл статей создаётся с той целью, чтобы показать, а точнее доказать родство всех языческих верований мира, доказать то, что изначально все языческие верования произошли из одной, существовавшей некогда, индо-европейской культуры. Впоследствии, при расселении народов, в связи с разделением людей, изменением языка, местности обитания, рельефа, характера природы, погодных условий и так далее, языческие верования стали меняться и спустя тысячелетия стали отличными друг от друга. Однако, если разобраться в сути верований, мифологии и характеристики богов и духов, становится ясно, что даже спустя много тысячелетий, схожести в богах и мифологиях гораздо больше, чем различий. В этом вы уже могли убедиться, прочитав такие статьи, как « » и « ».

Новая глава расскажет о соответствиях славянских и скандинавских богов. Как мы уже разбирали ранее в статьях « », « » и других, германо-скандинавская мифология приобрела совершенно уникальные черты. Несмотря на то, что скандинавы и славяне проживали примерно в одинаковых условиях, в отличие от той же Греции или Римской империи, их мифология буквально обособилась и стала отличной от нашей. Некоторые боги, например Тор и Перун, сохранили схожие черты, однако другие изменились буквально до неузнаваемости. И всё же, если провести тщательный анализ и разобраться в сути, так сказать, посмотреть в корень, можно с большой долей уверенности определить истинную, то есть изначальную принадлежность тех или иных богов, и сравнить их с богами древних славян-язычников.

Тор — бог грома, молнии и бури. Тор защищает богов и людей от великанов-ётунов и чудовищ, которые в скандинавской мифологии представляют зло или тёмную сторону. Тор является одним из высших богов. Считается вторым после Одина по величию и почитанию среди древних скандинавов. Является сыном Одина и богини земли Ёрд. Молнии и гром, как считали древние скандинавы, вызывает бог Тор, метая свой молот Мьёльнир в своих врагов. Гром, который раскатывается по небу перед приближением грозы, считался звуком бронзовой колесницы Тора. Тор является практически точной копией славянского бога Перуна . И у скандинавов и у славян одним из главных оберегов был топор или молот, которые принадлежат Тору-Перуну, и являются символами очищающей, защищающей и оберегающей от опасных сил, молнии. В славянской мифологии также существовало поверие, что раскаты грома происходят от того, что бог грозы едет на своей колеснице по небу. Это поверие бытовало даже в эпоху двоеверия, когда стали считать, что по небу едет на своей колеснице Илья Пророк, на которого и перешёл образ Перуна.

Фригг — одна из верховных богинь. Фригг является женой Одина, покровительствует любви, браку, домашнему очагу, деторождению, плодородию. Фригг соответствует славянской богине Макоши, которая также является верховной богиней, рожаницей, покровительницей домашнего очага, плодородия. Есть и другие сходства между Фригг и Макошью, например тот факт, что символом и той и другой является прялка. Макошь и прялка сочетаются по двум причинам. Во-первых, Макошь считается богиней-пряхой, которая прядёт нить судьбы, то есть богиней судьбы. Во-вторых, Макошь является покровительницей женщин и женского труда, в том числе и прядения. Днём богини Фригг считается пятница (нем. Freitag, англ. Friday), так как же в Древней Руси пятница считалась днём Макоши.

Фрейя — богиня любви и войны. Фрейя проживает в Асгарде среди самых великих воинов. Равных ей по красоте нет ни среди людей, ни среди богов. Также Фрейя покровительствует плодородию, урожаю и жатве. Фрейя наиболее схожа со славянской богиней Ладой, которая также является богиней любви, брака, плодородия. В Асгарде она первая после богини Фригг, которая соответствует нашей Макоши, что ещё больше сближает Фрейю и Ладу, так как Макошь и Лада (мать и дочь) в славянской мифологии являются практически неразлучной парой, двумя главными рожаницами, покровительницами судьбы, плодородия и жизни. Интересно, что в германо-скандинавской мифологии Фрейя считается предводительницей валькирий, которые, как мы успели выяснить в одной из статей, являются духами предков — берегинями. Эта деталь может рассказать нам о том, что в древности Лада также могла быть покровительницей вил, берегинь, русалок.

Локи — бог хитрости и обмана. В одной из мы подробно разобрали образ Локи и выяснили, что Локи во всём соответствует славянскому царю подземного мира мёртвых Чернобогу или Кощею .

Хель — дочь Локи. Царица царства мёртвых, хозяйка подземного мира. Соответствует славянской Маре (Морана, Марена). Мара у славян — повелительница мира мёртвых, богиня зимы и смерти. В этом обе богини схожи, однако есть небольшое различие, которое, скорее всего, произошло с ходом времени и естественного развития мифологии двух народов. Если Хель является дочерью бога царства мёртвых Локи, то Морана является женой или возлюбленной Кощея.

Велунд, Воланд — полное соответствие славянскому Сварогу. Велунд является богом-кузнецом. Велунд и Сварог в древности имели куда более важное значение, чем просто покровителями кузнечного дела. Боги-кузнецы покровительствуют огню, вулканам, считаются создателями земли (небесными кузнецами, сковавшими Землю). Соответственно, кузнецы в древности, которым покровительствовал Велунд или Сварог, также считались наделенными особой могущественной силой. Воланд в скандинавских мифах представлялся хромым. Интересно, что хромым представляли и древнегреческого бога-кузнеца Гефеста. Исследователи связывают это с тем, что в древности кузнецы часто получали различные повреждения, увечья и обладали физическими недостатками. В период воцарения в скандинавских землях христианства, образ Воланда перешёл на Сатану и Чёрта, как связанных с адским пеклом.

Фрейр — бог плодородия и солнечного света. Фрейру подвластен солнечный свет, который он дарует земле и людям. Фрейра считают одним из самых добрых богов, который не любит ссор и войн, который является богом-дарителем, богом-подателем. Фрейр соответствует славянскому богу Даждьбогу. Даждьбог (Дающий или Дарующий бог) у славян также считается богом-подателем и богом-дарителем. Он покровительствует солнечному свету, дарит людям тепло и богатые урожаи. Видимо от того, что Фрейр является олицетворением солнечного света, в древности его считали ещё и одним из самых красивых богов.

Бальдр — бог весны и лета, бог возрождения природы, покровитель растительности и земледелия. Бальдр считается главным богом весеннего сезона, когда жизнь побеждает смерть, когда после зимнего сна пробуждается и начинает обильно расцветать вся природа, в том числе и человеческая. Бальдр является точной копией славянского бога Ярилы . В древнегреческой мифологии Бальдру соответствует Дионис, в древнеримской — Бахус, в древнеиндийской — Юдхиштхира, а также Прахлада.

Ёрмунганд — морской змей или мировой змей. Является сыном бога Локи и великанши Ангрбоды. Один забрал у Локи детей, в том числе и Ёрмунганда, которого бросил в мировой океан. Здесь он вырос до таких размеров, что опоясал всю землю и схватил сам себя за хвост. В финальной битве Рагнарёк Тор отрубит змею голову, но и сам погибнет от яда, который хлынет из пасти змея. В славянской мифологии, хоть и с большой натяжкой, но всё же, Ёрмунганда можно сравнить с Ящером, поверья в которого особенно сильны были в Новгородских землях. Вполне можно предположить, что скандинавский мировой змей и бог Ящер у славян имеют общие корни.

Богини судьбы норны : Урд, Верданди и Скульд. Богини судьбы из скандинавского пантеона соответствуют славянским богиням судьбы: Макошь, Доля и Недоля (Макошь, Лада и Морана). Более подробно о соответствиях богинь судьбы в различных мифологиях можно прочитать в статье « ».

Эльфы, альвы — волшебный народ в германо-скандинавском фольклоре. Это духи леса, полей, рек, озёр и так далее. Часто их представляли миниатюрными летающими созданиями. В славянской мифологии эльфам соответствуют берегини — духи, оберегающие людей, которые обитают в лесах, полях, реках.

Валькирии — небесные девы, которые забирают павших воинов в Вальхаллу. Точного соответствия валькирий со славянскими духами нет, однако, скорее всего, валькирии — это некая обособленная ветвь тех самых обережных духов, которые со временем разделились в германо-скандинавской мифологии на эльфов и валькирий. Кроме того, есть предположение, что Валькирии соотвествуют славянским богиням и .

Один — верховный бог в германо-скандинавском пантеоне. Отец и предводитель асов и людей, хозяин Вальхаллы, покровитель валькирий. Супругой Одина является Фригг. Самый противоречивый в плане сравнения со славянскими богами. Принято считать, что Один соответствует славянскому Велесу. Велес считается одним из самых высших богов в славянском пантеоне, к тому же Велеса зачастую представляют так же, как и Одина — старцем, которого сопровождают два ворона. Одина сопровождают два волка, но и Велес, будучи покровителем лесов, диких и домашних животных, также связан с волками. Однако верность данного сравнения можно опротестовать. Если учесть, что верховным богом в славянском пантеоне всё же является Род , а не Велес, то получается, что Один больше соответствует Роду. Ещё одним сбивающим с толку «атрибутом» Одина является наличие одного глаза. Этот факт может указывать на изначальную принадлежность Одина к богам Солнца, ведь именно одноглазыми представляли богов Солнца в разных языческих верованиях (один глаз — Солнце). Если следовать этой версии, то Один соответствует египетскому богу Хору, славянскому богу Хорсу , древнегреческому Гелиосу и древнеримскому Солу.

Песочное шоу для праздников и мероприятий. Необычное и увлекательное зрелище от http://sand-show.ru . Театр-студия песочного искусства предлагает свои услуги.