Требования к такси. Правила о перевозках пассажиров легковыми такси

Водители, занимающиеся частным извозом, обеспокоены грядущими переменами в законе о такси. Ужесточение требований к водителям и оформлению автомобиля, повышение штрафов заставляют частников задумываться о получении лицензии. Легализация деятельности, по мнению государства, поможет не только упростить работу таксистов, но и сэкономить на штрафах значительную часть их бюджета, повысить безопасность перевозок и качество выполняемых услуг. Так ли необходимо разрешение, и как его получить?

Работа на своем авто в Яндекс.Такси

Требования к водителю для работы в Яндекс.Такси:

  • грамотная русская речь;
  • стаж вождения от двух лет;
  • возраст от 23 лет;
  • устройство с операционной системой IOS либо Андроид.

С водителями напрямую Яндекс не сотрудничает.

В Яндекс.Такси клиенты могут заказать машину комфорт, эконом или бизнес-класса. Для каждого класса предъявляются определенные требования.

Бизнес-класс:

  • Mercedes CLS-Class;
  • Lexus GS, ES, LS;
  • Kia Quoris;
  • Audi A6;
  • Mercedes E-Class;
  • BMW 7 или 5;
  • Hyundai Equus;
  • Mercedes S-Class;
  • Audi A8.

Комфорт : автомобили, среднерыночная цена которых выше 600 000 рублей.

Эконом-класс : автомобили, среднерыночная цена которых не ниже 350 000 рублей.

Общие требования к автомобилям:

  • не старше 4 лет;
  • отсутствие на кузове машины рекламных надписей других такси.

Яндекс.Такси подключает службы такси соответствующие законодательству и имеющие:

  • более двадцати машин на линии для службы такси на ПО с поддержкой модуля Яндекс.Такси;
  • более 100 машин на ином ПО.

Подключенные службы заключают прямой договор с Яндексом, работают по своим тарифам, не превышающим тарифы Яндекса, отображаются в базе под своим брендом.

Нужно ли в 2017 году разрешение на такси?

В связи с участившимися авариями, государство ужесточает правила для таксистов . Теперь извоз не считается подработкой и каждый желающий побыть таксистом после основной работы может быть оштрафован на серьезную сумму. Осуществлять деятельность по перевозке граждан на легковом автомобиле разрешается только после получения специального разрешения, будь то юридическое лицо или ИП. Таким образом, такси – полноценная работа, требующая оформления социальных гарантий и трудовой книжки работника.

Послаблений в законе не предвидится, оформление лицензии – обязательный пункт для любого водителя, собирающегося заняться извозом, и исключений быть не может. Так государство хочет оградить граждан от нечестных компаний, которые ради наживы пренебрегают безопасностью клиентов. Примером служит вызов такси по СМС, когда заказ приходит водителю, оплатившему участие в программе, при этом гарантий, что у него есть водительский стаж, достаточный для получения права осуществлять подобную деятельность, нет, равно, как и доказательств тому, что он может управлять транспортным средством. Итак, чтобы «бомбить» необходимо зарегистрировать свою деятельность в качестве ИП и пройти процедуру получения лицензии. А можно ли легально заниматься перевозкой людей без оформления ИП?

Можно ли получить лицензию без ИП?

Порядок выдачи разрешений на такси без ИП устанавливают и регулируют нормативные акты, что по смыслу противоречит основному закону. На практике «лицензия без ИП» представляет собой выдачу лицензий тем водителям, которые трудоустроены в качестве таксиста на предприятии, являющемся юридическим лицом или ИП. Так, лицензию может получить водитель, работающий в должности таксиста в компании, имеющей право заниматься легковыми и грузовыми перевозками.

Как получить лицензию на такси?

Чтобы получить разрешение для осуществления перевозки людей на легковом автомобиле понадобится обратиться в Минтранс либо другой уполномоченный орган в своем регионе. Узнать куда именно пойти, можно в районной администрации.

Пакет документов на получение лицензии

Запрос оформляется заявлением, которое заполняется на месте. Форма документа устанавливается регистрирующей организацией. Вместе с ходатайством прикладываются копии перечисленных ниже документов.

Перечень бумаг, обязательных к предъявлению в уполномоченный орган:

  • копия документа о постановке на учет в налоговой службе (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • копия документа на автомобиль (копия договора аренды или лизинга, генеральная доверенность, ПТС);
  • копия паспорта .

Заявление на получение лицензии можно отнести лично либо отправить по интернету в уполномоченный орган (через сайт государственных услуг), а получить готовый документ по почте. За помощью в оформлении лицензии можно обратиться в специальную фирму, однако, это потребует дополнительных финансовых затрат.

Лицензия

Срок рассмотрения заявления не превышает одного месяца с момента осуществления запроса. В случае положительного решения водителю будет выдана лицензия сроком на пять лет (срок одинаков для всех субъектов РФ).

  • информация о транспортном средстве;
  • данные владельца;
  • сведения о субъекте, выдавшем лицензию;
  • данные о компании, где работает водитель в качестве таксиста;
  • индивидуальный номер;
  • место и дата выдачи.

Стоимость лицензии точно не определена и зависит от региона , в котором она выдается, поскольку федеральный закон не содержит сведений о стоимости подобного документа. Информация о размере госпошлины за оформление лицензии также отсутствует.

В большинстве населенных пунктов стоимость лицензии на такси варьируется в пределах 4000–7000 рублей, однако, в более крупных городах (Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород) может достигать 10 000 рублей.

Отзыв разрешения на такси

Причины лишения лицензии:

  • водитель такси имеет стаж менее трех лет;
  • водителем совершено ДТП с летальным исходом либо причинением здоровью тяжкого вреда;
  • повторное нарушение закона о такси;
  • в случае если выявленные инспекторами правонарушения со стороны таксиста, не были исправлены в положенный срок (обычно 1 месяц).

Особенности лицензирования такси

Основные моменты:

  • срок действия разрешения составляет пять лет;
  • в случае утери документа, срок его восстановления не должен превышать 10 дней;
  • получить разрешение можно не только на собственный автомобиль, но и на ТС, находящееся в аренде или эксплуатируемое по доверенности;
  • реестр выданных разрешений должен быть размещен на сайте уполномоченного органа и доступны для просмотра;
  • закон не запрещает выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ИП или ЮЛ.

ИП и юридические лица, имеющие разрешение на такси обязаны:

  • осуществлять своевременный технический осмотр ТС;
  • проводить ежедневный медицинский осмотр водителей для допуска их к управлению ТС;
  • проводить контроль технического состояния автомобиля ежедневно перед выпуском на дорогу.

Требования к автомобилю и таксисту

Для получения разрешения водитель и автомобиль должны соответствовать ряду требований.

  • В автомобиле должен быть установлен таксометр, если плата за услуги не фиксирована, а устанавливается исходя из километража или времени пользования такси.
  • Легковое ТС должно иметь на кузове и его боковых поверхностях цветографическую схему (шашки).
  • Такси должно соответствовать цветовым гаммам кузова, если имеется такое требование в регионе.
  • Автомобиль должен быть оборудован опознавательным фонарем оранжевого цвета.
  • Стаж водителя авто не менее трех лет (ранее пять).

Штрафы нелегальным таксистам

Ранее штраф за отсутствие разрешения составлял 5 000 рублей. В 2016 году инспектор ГИБДД имеет право выписать штраф в размере 30 000 рублей , если остановленный им таксист не предъявит разрешительный документ. При повторном нарушении бюджет таксиста уменьшится на ту же сумму, кроме этого, последует лишение прав на 6 месяцев. Наличие разрешения на перевозку людей в салоне автомобиля является обязательным условием. Штраф за забывчивость равен также 30 000 рублей.

Кроме этого, найти работу частникам будет сложнее, в 2016 году государство хочет для мобильных сервисов ввести штраф за передачу заказов таксистам без лицензии .

Еще одно нововведение 2016 года — отсутствие ОСАГО теперь регистрируют автоматические камеры видеонаблюдения . Рекомендуем продлевать полис за две недели до окончания срока его действия.

Для получения лицензии на такси необходимо обратиться в уполномоченный орган, предоставить необходимый пакет документов и написать заявление. В течение месяца при вынесении положительного решения можно будет осуществлять деятельность по перевозке людей на законных основаниях. Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля обязательно. Те, кто не хотят получать разрешение и продолжают «бомбить» в обход закона рискуют не только понести крупные финансовые траты, но и лишиться прав на длительный срок.

Работа на автомобиле в Gett taxi

Требования к водителю:

  • водительский стаж от трех лет;
  • лицензия (разрешение на деятельность такси);
  • вежливость;
  • чистоплотность;
  • хорошее знание города;
  • офисный стиль одежды для водителей бизнес-класса и VIP.

Требования к автомобилю:

  • иномарка не старше 4 лет;
  • класс от Chevrolet Lacetti и выше.

Условия подключения к Gett taxi:

  • грамотная речь;
  • прохождение обучения;
  • смартфон/планшет на операционной системе Android или IOS, GPS, интернет.

Работа на автомобиле в Uber taxi

Требования к водителям:

  • автомобиль не старше 4 лет;
  • водительский стаж более трех лет;
  • карта любого банка;
  • возраст от 21 года;
  • планшет или смартфон, работающий на операционной системе IOS или Android.

В Uber taxi машины делятся на 3 класса, к каждому из которых предъявляются определенные требования.

UberX UberBlack UberTaxi



Renault Fluence; Nissan Almera; Chevrolet Captiva, Cruze, Orlando; MAZDA 3,6; Skoda Octavia; Kia Ceed, Rio; Ford Focus, Mondeoи другие аналогичного класса машины любого цвета. Автомобили черного цвета, Audi A6, A8,Mercedes S/E class, BMW 7 ит. п. MAZDA 3,6; Hyundai Solaris; Volkswagen Golf, Polo, Jetta; Kia Ceed, Rio; Chevrolet Orlando, Cruze, Captiva; Skoda Octavia; и другие машины аналогичного класса желтого цвета.

Процесс подключения включает несколько этапов:

  • присылаете сканы паспорта, лицензии, СТС, страховки и прав, фотографии задних сидений и автомобиля по диагонали (с захватом регистрационного номера) на почту;
  • ожидаете звонка менеджера;
  • посещаете семинар в удобное для вас время;
  • через 1–2 дня начинаете работать.

В случае если у водителя нет лицензии, Uber taxi поможет ее получить на автомобиль любой марки и цвета.

Uber taxi предлагает машины в аренду. Для заключения сделки понадобится:

  • залог за авто – от 10 000 рублей;
  • водительские права;
  • паспорт.

4.1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

4.2. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

4.3. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

4.4. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

4.5. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

4.6. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.

4.7. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

4.8. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

4.9. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5 . В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

4.10. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

4.11. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

4.12. В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

4.13. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

4.14. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

4.15. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.

103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.

104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:

а) номер заказа;

б) дата принятия заказа;

в) дата выполнения заказа;

г) место подачи легкового такси;

д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;

е) планируемое время подачи легкового такси.

105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.

107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.

108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.

109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.

111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5 . В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.

112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

114. В легковых такси запрещается перевозка зловонных и опасных (легковоспламеняющихся, взрывчатых, токсичных, коррозионных и др.) веществ, холодного и огнестрельного оружия без чехлов и упаковки, вещей (предметов), загрязняющих транспортные средства или одежду пассажиров. Допускается провоз в легковых такси собак в намордниках при наличии поводков и подстилок, мелких животных и птиц в клетках с глухим дном (корзинах, коробах, контейнерах и др.), если это не мешает водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.

115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.

116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.

117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование фрахтовщика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси;

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

В апреле 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон (ФЗ) N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные статьи и положения, которого регламентируют порядок организации, государственной регистрации и осуществления текущей деятельности предприятий такси на территории РФ.

Этим закон о такси отличается от других правовых актов, регулирующих конкретные сферы деятельности в РФ и носящих поэтому соответствующие названия, например «Закон о прокуратуре РФ» или «Закон о судебной системе». ФЗ N 69-ФЗ состоит из 10 статей, которые подвергались изменениям и дополнениям в 2012 и 2014 годах.

Отдельные положения закона вступили в силу не через 10 дней после официального опубликования текста ФЗ, а спустя значительные отрезки времени. Даты начала действия этих положений определены статьей 10 закона.

Часть 23 и часть 24 статьи 9 ФЗ вступили в силу 1-го января 2015 года, поэтому в СМИ применительно к этому правовому акту часто встречается термин «новый закон о такси 2015 года». Который актуален и на сегодняшний 2019 год.

Правовое обеспечение закона «О такси»

Непосредственное отношение к такси имеют следующие статьи ФЗ N 69-ФЗ:

  • Статья 3 вносит в КоАП РФ нормы ответственности (в виде административных штрафов) за различные нарушения правил в работе такси;
  • Статья 7 вводит в ФЗ N 259-ФЗ от 2007 года «Устав автомобильного транспорта…» дополнительную статью 36.1, определяющую область административной ответственности предприятий такси при нарушении ими установленных законом правил;
  • Статья 8 включает в сферу действия ФЗ N 294-ФЗ от 2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» предприятия по перевозке пассажиров легковым транспортом;
  • Статья 9 содержит 24 пункта и по сути является непосредственно новым законом о такси. Положения статьи регламентируют все сферы деятельности предприятий такси (как юридических лиц — ЮЛ, так и частных предпринимателей — ИП), начиная с получения разрешения (лицензии) на право перевозки пассажиров, установления требований к транспортным средствам, допущенным к перевозкам, и заканчивая вопросами контроля и надзора за работой предприятий такси со стороны государственных органов;
  • Статья 10 определяет порядок и сроки вступления в силу закона в целом, а также отдельных его статей и положений.

Основные положения закона

Федеральный закон о такси N 69-ФЗ в своем окончательном варианте от 2015 года зафиксировал перечень из 4-х документов, необходимых для получения лицензии на такси и значительно упростил порядок ее получения. Одна лицензия (одно разрешение) выдается на одно транспортное средство (ТС).

Список предъявляемых заявителем документов:

  • Заявление, составленное по утвержденной форме;
  • Копия удостоверения личности заявителя (его представителя);
  • Копия документа о постановке на учет в налоговых органах (выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП);
  • Копия свидетельства о регистрации ТС (ПТС, копия договора лизинга, договор аренды или генеральная доверенность).

Перечень документов является окончательным и действует на всей территории РФ. Права изменять его региональные или муниципальные органы власти не имеют. Заявку теперь можно отправлять в соответствующие органы по интернету (с помощью сайта государственных услуг), а получать готовое разрешение — по почте.

По сравнению с нормами ранее действующего закона о такси закон 69-ФЗ дает значительные послабления предпринимателям , решившим заняться этой сферой деятельности:

  • Получить разрешение на такси можно не только на собственный автомобиль, но и на транспортное средство, находящееся в официальной аренде или используемое по доверенности. Отказ в получении разрешения должен быть безусловно мотивирован тем органом власти, который уполномочен его выдавать. Отказ возможен исключительно при предъявлении заявителем недостоверных сведений о себе или об автомобиле;
  • Для получения лицензии требуется трехлетний водительский стаж (ранее был 5 лет);
  • Технический осмотр для автомобилей такси унифицируется с техническим осмотром личного автотранспорта, отменяется требование об обязательном наличии в автомобиле талона ТО (ранее осмотр надо было проходить 1 раз в полгода);
  • Разрешается совершать межрегиональные перевозки пассажиров даже при отсутствии специальных соглашений между регионами, если адрес подачи такси находится в регионе, в котором получена лицензия (ранее перевозки можно было осуществлять только по территории своего региона). При наличии соответствующих соглашений между регионами посадку и перевозку пассажиров можно осуществлять и в другом регионе.

С января 2015 года вступили в силу положения закона по регулированию цветового оформления кузова такси в тех регионах, где местные власти ранее установили такие требования. По новому закону на своей территории региональные власти вправе утверждать несколько вариантов цветового оформления такси . Еще одно новшество, вступившее в силу в 2015 году, относится к обязательной установке на такси таксометра в тех случаях, когда плата за поездку зависит от времени или фактического километража поездки, а не является фиксированной величиной (утвержденным тарифом). ЮЛ и ИП, имеющие разрешения на такси, обязаны осуществлять следующие мероприятия:

  • своевременный технический осмотр ТС;
  • ежедневный контроль технического состояния ТС перед выходом его на маршрут;
  • медицинский осмотр водителей такси для допуска их к управлению ТС.

Особенности лицензирования деятельности такси

Выдачу разрешений (лицензий) на такси в каждом регионе осуществляет специальный уполномоченный орган. Чаще всего таким органом выступает региональное подразделение Министерства транспорта — Комитет по транспорту субъекта РФ. Срок действия разрешения составляет не менее 5 лет. Мотивированный отказ в выдаче разрешения должен быть предоставлен в течение 1-го месяца с даты подачи заявления.

При изменении регистрационных данных ЮЛ или ИП разрешается осуществлять переоформление лицензии. При утере разрешения предельный срок его восстановления составляет 10 дней с момента подачи заявления. Уполномоченный орган ведет реестр всех выданных разрешений и обязан размещать его в свободном доступе на страницах своего сайта.

В случае выявления нарушений в деятельности такси уполномоченный орган (обычно это региональное подразделение ГИБДД) вправе выдавать владельцам лицензий предписания на устранение нарушений в сроки, не превышающие 1-го месяца. В свою очередь, владельцы разрешений обязаны предоставлять в уполномоченный орган отчеты об устранении нарушений (выполнении требований предписаний) до истечения сроков действия предписаний. Невыполнение этих требований или несоответствие данных отчета реальному состоянию дел может вести к аннулированию лицензии на такси.

Отзыв разрешения на такси возможен и по другим причинам:

  • повторное (в течение срока действия лицензии) нарушение правил фрахта такси на территории других регионов (если между регионами не заключены соответствующие соглашения);
  • повторное нарушение положений закона о такси в части требований к автомобилю (наличие цветографической схемы в виде «шашечек» в шахматном порядке на бортах, опознавательного фонаря «Такси» на крыше ТС и таксометра в салоне, а также соответствие цвета ТС цвету, установленному для автомобилей такси в данном регионе);
  • управление автомобилем такси водителем со стажем менее 3-х лет;
  • совершение водителем такси ДТП со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.

Наличие действующей лицензии в салоне автомобиля такси является обязательным условием для допуска таксомотора к перевозке пассажиров. Административная ответственность за нарушение этого требования определена КоАП — штраф до 30 тыс. руб. Конкретные суммы других штрафов за различные нарушения в деятельности такси приведены в статье 3 ФЗ N 69-ФЗ (или в статьях 11 и 12 КоАП РФ).

Как «обойти» закон о такси

Многих водителей-индивидуалов, занимавшихся ранее нелегальной перевозкой пассажиров на легковом транспорте и желающих сегодня сделать этот вид деятельности более законным, но не готовых при этом заниматься регистрацией ООО или ИП, интересует вопрос — как можно «обойти» закон о такси без прямой опасности быть подвергнутым серьезным административным наказаниям со стороны контролирующих органов.

На самом деле закон оставляет несколько незначительных лазеек, позволяющих полулегальным таксистам обходить отдельные его требования. Это касается как вопросов специального оборудования автомобилей под задачи такси, проведения финансовых операций с клиентами, так и порядка осуществления обязательных мероприятий по допуску автомобилей и водителей на маршрут.

Если раньше закон о такси запрещал выдавать лицензии на автомобили, не являющиеся собственностью ЮЛ или ИП, то новый закон не содержит подобных ограничений. Это означает, что предприниматели могут получать разрешения на такси для большого числа автомобилей, взятых в аренду или оформленных по генеральной доверенности. Таким образом к деятельности такси и привлекаются бывшие частники со своими личными автомобилями, с которыми предприниматели просто заключают трудовой договор.

Оборудование автомобиля необходимыми атрибутами такси не представляет никакой сложности (за исключением требования по цвету, если таковое принято в регионе), так как все эти устройства и приспособления являются съемными, а Закон не предъявляет к ним каких-либо стандартных требований. Это касается и знака на крышу, и цветографических полос на борта (могут быть магнитными или простыми наклейками), и даже счетчика-таксометра.

Нет в Законе и четко прописанных требований к процедурам технического контроля состояния ТС перед выходом на маршрут и медицинского освидетельствования водителей, а также к профессиональной квалификации персонала, который должен эти мероприятия проводить.

Новый закон о такси N 69-ФЗ в целом достаточно полно и качественно выполняет основное свое предназначение — цивилизованное регулирование деятельности многочисленных предприятий, осуществляющих платную перевозку пассажиров легковым автомобильным транспортом, на территории всех регионов РФ. А некоторые его несущественные недоработки и пробелы, скорее всего, будут тщательно проанализированы и устранены путем внесения новых изменений и дополнений в будущем.

Вас заинтересует:


30 Comments

    У каждого таксиста есть тревожная кнопка. По закоулкам они ездят больше чем сотрудники МВД или ФСБ. Машины подорожали,запчасти подорожали,бензин подорожал-услуги такси дешевеют.

    Смог в столице,а за рулём катаются и живут в машинах граждане СНГ!

    Таксист Борис

    Скажите в какой стране этот закон работает и для кого он написан?Как стояли дикари у вокзала,так и стоят...Как крышевали их,так и крышуют!

    Лишь четыре из десяти его статей посвящены внесению поправок, касающихся работы такси. Зато поправки эти существенно реформируют всю систему таксомоторных перевозок, потому документ и получил неофициальное название «Закона о такси».

    Заполонили дворы автомобили- такси. Стоят круглосуточно! Личному транспорту собственников и нанимателей мест в собственных дворах не остается. Поголовное шлагбаумство — изоляция дворов — не выход! Значит, жителям за деньги:резидентские разрешения, народные гаражи, а таксомоторам бесплатно в наших дворах? Почему Закон обходит такое важное — как парковка и стоянка таксомоторов?

    Вопрос:могу ли я,управляя арендованным лицензированным автомобилем такси, вести (производить видеозапись) видео-блог,соответственно с согласованием пассажира?Прописано ли это в законе? Ведь многие современные авто оборудованы системой Хендс-фри и по сути это так же может отвлечь от дороги

    Что сейчас делается в «засланных» такси-это кошмар. Яндекс,UBER, ГЕТ нанимают водителей удаленно не видя не водителей не состояния машин,при этом водителей набирают в обход 69 ФЗ,а именно, со стажем вождения от 6 месяцев. В каком состоянии машина эти службы тоже видно не совсем волнует. Заключают договора на перевозку пассажиров,во сколько прибывает машина на заказ вы никогда не узнаете,пожаловаться некому. Водители приезжают еще и грубят,машины грязные в салоне,от водителей пахнет. Дополнительной страховки пассажиров нет. А главное,никак не могу понять какое горючее они заливают,т.к. по их расценкам...это должна быть вода

    • Извеняюсь за грубость я 13 лет работаю в этой сфере есть пассажиры кокорые считают плачу что хочу то и делаю а твоё дело везти так что ненадолго хаить водил провокаторов хватает и я уверен что приветливому пассажиру явно не нагрубят.так что бывает всякие случаи,просто долго описывать.А вот за закон хочу сказать одно он сырой был и останется и невовсех регио нах проезд стоит бешенных денег унас проезд(не посадка) 50 рублей до 3 км а бензин40,15 Лучше бы спросили у депутатов где наше достояние народа и закон конституции вот где дела творятся

Абсолютно с вами согласен. Дело в том, что таксуют в стране не для получения дохода, а чтобы выжить. Как сказал один таксист: «беру в долг у машины.» На самом деле работа таксистом на своём авто убыточна. И чем дороже автомобиль, опрятнее водитель, законнее поездка, тем больше убыток. А расценки обязательно увеличатся, когда депутаты окончательно победят народ, отняв у него и эту возможность подработки. На рынке останетутся только монополисты. Стать таксистом сможет далеко не каждый, и заказать такси — то же. Вот оно — счастье...

Если хотите ехать в новенькой машинке, где от водителя пахнет Диором, салон свежий и говорят с вами «на будьте любезны», то готовьтесь платить не как за поездку на маршрутке!.. Сначала посчитайте, сколько стоит содержание авто в надлежащем виде, когда ты ежедневно возишь разный люд по 12 часов в сутки, а то и больше. И водителю должно остаться на содержание семьи, себя и авто, чтобы все были счастливы!

Главный недостаток закона № 69-ФЗ в том,что лицензия оформляется на автомобиль а не на водителя: сменил автомобиль — оформляй новую лицензию. В цивилизованных странах лицензию на такси покупает водитель и становится собственником лицензии пожизненно,может её подарить,продать.В этом случае разбил или продал автомобиль — лицензия остаётся действующей до конца твоей жизни и не требует оформления на новый автомобиль.Но Россия,как всегда,впереди планеты всей и умом её не понять.

1. Общие положения

1.1. Настоящие типовые Правила определяют единый на всей территории города Москвы порядок пользования такси и организации работы таксомоторного транспорта (такси) и рекомендуются пассажирам в операторам, осуществляющим таксомоторные перевозки (независимо от формы собственности).
Правила распространяются на все виды легкового таксомоторного транспорта, водители которого оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа по согласованному с пассажиром маршруту и установленной таксе.

1.2. В настоящих Правилах используются следующие понятии и определения
Такси
- легковой автомобиль для перевозки пассажиров и багажа с оплатой по таксе, оборудованный специальными опознавательными знаками и устройством, обеспечивающим учет дальности поездки и ее стоимости (таксометром).
Такса установленная оператором такси расцепка оплаты за единицу пробега такси или времени его использования.
Оператор такси индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление и установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе и аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы.


Водитель такси
- лицо, управляющее такси. Лицензии - специальное разрешение на осуществление в установленном порядке перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе.
Оператор по приему заказов на такси
- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, аккредитованное при Управлении транспорта и связи города Москвы, принимающее заказы на услуги по перевозкам пассажиров и багажа легковыми такси и передающее эти заказы для исполнения оператору такси.


Регулируемая городская стоянка такси
- специальная площадка (место) вне проезжей части улиц, оснащенная информационными указателями, оборудованная диспетчерскими пунктами и обозначенная соответствующими дорожными знаками и разметкой, предназначенная для посадки (высадки) пассажиров и стоянки автомобилей-такси.
Притротуарная городская стоянка такси
- стоянка такси, которая размещается вне проезжей части улиц, вдоль тротуаров, обозначается дорожными знаками (п. 5.14 Правил дорожного движения) и разметкой (п. 1.17 Приложения 2 к Правилам дорожного движения).


Диспетчерская служба
- сотрудники организации, эксплуатирующей стоянку в осуществляющие:
а) регулирование высадки/посадки пассажиров;
б) проверку соблюдения водителями и пассажирами Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и Положения о городских стоянках легкового таксомоторного транспорта (такси) в городе Москве;
в) эксплуатацию и обслуживание оборудования стоянки и контроль за его сохранностью и работоспособностью;
г) содержание в чистоте территории и оборудования стоянки.
Павильон диспетчерской службы помещение, предназначенное для нахождения сотрудников диспетчерской службы, размещения специального оборудования и иных целей, отвечающих интересам организации и эксплуатации стоянки.

1.3. Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым таксомоторным транспортом (такси) в городе Москве осуществляется на основании лицензия и лицензионных карточек на каждый автомобиль-такси, выдаваемых лицензирующим органом, свидетельства об аккредитации при Управлении транспорта и связи города Москвы и а соответствии с настоящими Правилами.

2. Внешний вид и экипировка автомобиля-такси

2.1. Такси должно отвечать следующим требованиям:

а) наличие отличительных знаков в соответствии с гост 25869- 90 “отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций, общие технические требования, а также информация об операторе такси;
б) соответствие технического состояния и оборудования такси нормативным и правовым актам по обеспечению безопасности дорожного движения;
в) наличие опломбированного спидометрового
оборудования и таксометра в исправном состоянии, а также контрольно-кассовой машины, зарегистрированной в установленном порядке в налоговых органах;
г) наличие на видном для пассажиров месте в салоне машины (на передней панели автомобиля справа от водителя) информации о таксе и визитной карточки водителя с фотографией, наименования и номеров контактных телефонов оператора такси, Московской транспортной инспекции и ГУП города Москвы Московский таксомоторный транспорт
д) наличие в салоне машины Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве и карты города Москвы.

2.2. Использование опознавательных знаков такси при осуществлении перевозок пассажиров легковым автомобильным транспортом на коммерческой основе перевозчиками, не аккредитованными при Управлении транспорта в связи города Москвы в качестве операторов такси, не допускается.

3. Требовании к водителям такси

3.1. Водительский стаж не менее трех лет.

3.2. Знание города Москвы и Правил организации легковых таксомоторных перевозок (такси) в городе Москве.

3.3. Наличие медицинской справки установленной формы, подтверждающей пригодность к управлению автомобилями, полная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо водителя, не превышает 8 (категория
“в”).

3.4. Наличие при себе и по требованию сотрудников уполномоченных органов, учреждений и организаций предъявление им для проверки:
- комплекта документов, предусмотренного Правилами дорожного движения;
лицензионной карточки;
- путевой документации.

4. Порядок занятия автомобиля-такси

4.1 Пассажир может воспользоваться услугами такси по предварительному заказу, на обозначенных городских стоянках или на улицах города в зонах, превышающих 100 метров от городских стоянок, путем поднятия руки.

4.2. На обозначенных стоянках такси пассажиры занимают автомобиль, стоящий первым.
При наличии очереди пассажиров на посадку в такси правом внеочередной посадки пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны (при предъявлении соответствующего удостоверения), пассажиры с грудными детьми, беременные женщины и инвалиды с травмами опорно-двигательной системы.

4.3. Организация посадки и высадки пассажиров на регулируемых стоянках такси осуществляется дежурным диспетчером, требования которого обязаны выполнять водители и пассажиры. действия дежурного диспетчера могут быть обжалованы в организацию, осуществляющую эксплуатацию данной стоянки.

4.4. Посадка и высадка из автомобиля-такси производится со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки автомобиля. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
4.5. Количество пассажиров такси не должно превышать количество мест, определенное технической характеристикой автомобиля. С превышением этого количества допускается размещение одного ребенка в возрасте до семи лет на руках взрослого пассажира на заднем сиденье.

4.6. Водитель не должен подсаживать дополнительных пассажиров, кроме случаев просьбы пассажира, уже находящегося в такси.
5. Оплата проезда
5.1. Оплата проезда в такси производится по установленной таксе в соответствии с показаниями таксометра.
5.2. Произведи расчет с пассажиром, водитель обязан сдать пассажиру сдачу полностью и выдать кассовый чек.
5.3. При необходимости ожидания пассажира (по его просьбе) водитель обязан произвести с ним полный расчет за совершенную поездку в получить аванс за обусловленное время ожидания.
5.4. Пассажиры, отказавшиеся от оплаты за пользование такси, передаются органам охраны правопорядка, причитающаяся с них сумма взыскивается в установленном законом порядке.
доставка пассажиров в органы охраны правопорядка дли разрешения конфликтных ситуаций производится при включенном таксометре за счет виновной стороны.
6. Права и обязанности оператора и водителя такси
6.1. Оператор обязан:
а) обеспечить соответствие автомобиля-такси всем требованиям к внешнему виду и экипировке, установленным настоящими Правилами;
б) не допускать к эксплуатации автомобили-такси, не соответствующие требованиям, изложенным в п. 2, а также в случае наличия неисправностей и иных условий, перечень которых утверждается Правительством Российской федерации.
6.2. Водитель имеет право требовать от пассажиров неукоснительного соблюдения настоящих Правил в части, их касающейся.
6.3. Водитель обязан:
а) в зове, превышающей 100 метров от ближайшей стоянки такси, остановиться на поднятую руку пассажира, за исключением тех мест, где остановка запрещена Правилами

дорожного движения, и случаев, предусмотренных п. 6.5 настоящих Правил;
б) содержать салон автомобиля в чистоте;
в) соблюдать порядок в условия перевозки пассажиров, регламентированные лицензией и настоящими Правилами;
г) перевозку пассажиров производить только с включенным таксометром и по установленной таксе;
на парковках такси строго соблюдать очередность расстановки автомашин, не покидать автомобиль с целью поиска пассажиров;
е) при посадке пассажиров оповестить их о таксе, уточнить желаемый маршрут поездки и включить таксометр;
ж) использовать для доставки пассажира к месту назначении самый короткий разумный маршрут и соглашаться с просьбой пассажира об изменении маршрута;
э) произвести погрузку и разгрузку багажа пассажиров в багажник автомобили;
и) по окончании поездки объявить пассажиру ее стоимость по показанию таксометра и произвести расчет;
к) соблюдать действующее транспортное законодательство в инструкцию завода-изготовителя;
л) соблюдать нормы общении и правила поведения в общественных местах, иметь опрятный внешний вид.
6.4. Водитель не должен отказывать в посадке пассажиру, обратившемуся с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других
обозначений.
6.5. Мотивами для оправданного отказа могут служить следующие обстоятельства:
а) Наличие в автомобиле другого пассажира;
б) остановка по просьбе другого пассажира, уже обратившегося с просьбой о посадке при помощи жестов, слов или других обозначений;
в) наличие у пассажира ручной клади или багажа, которые, по мнению водителя, могут испортить интерьер автомобиля или нанести любой другой ущерб, а также оставить в такси неприятные запахи;
г) окончание рабочего времени водителя;
д) неисправность такси;

е) наличие у пассажира животных без средств, обеспечивающих безопасность (специальный контейнер, намордник и т.д.);
ж) нахождение пассажира в состояния алкогольного или наркотического опьянения или нарушение им общественного порядка.

6.6. Рабочий день водителя не должен превышать продолжительности, установленной действующим законодательством.

6.7. Собственность пассажира, найденная в автомобиле, должна быть возвращена непосредственно пассажиру, если это возможно. Если же такой возможности нет, водитель должен передать обнаруженное имущество в отделение милиции, ближайшее к месту, где происходила высадка пассажира, или в бюро находок ГУП города Москвы ‘Московский таксомоторный транспорт”.

7. Права и обязанности пассажира

7.1. Пассажир имеет права потребителя транспортных услуг, предусмотренные законодательством.

7.2. Пассажир имеет право:
а) требовать от водителя соблюдения настоящих Правил;
б) обращаться в Московскую транспортную инспекцию, к оператору, в ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” с жалобами в заявлениями по качеству обслуживания в вопросам нарушения транспортного законодательства, е указанием контактного адреса или телефона.

7.3. При пользования такси пассажиры обязаны;
а) соблюдать настоящие Правила;
б) соблюдать Правила дорожного движения, в том числе:
- при подъезде на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими;
посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей

части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения;
в) соблюдать общественный порядок;
г) не совершать действий, угрожающих безопасности водителя, других пассажиров и дорожного движения.

8. Порядок перевозки

8.1. Открывание окон пассажирами и водителем осуществляется только по обоюдному согласию.

8.2. Включение (выключение) радио или
аудиопроигрывателя производится по просьбе пассажира, так же как и выбор программ.

8.3. Устройство кондиционирования воздуха в такси включается (выключается/регулируется) по просьбе пассажира.

8.4. Спорные вопросы между пассажирами и водителем могут быть решены оператором, работниками Московской транспортной инспекции, ГУП города Москвы “Московский таксомоторный транспорт” в иных уполномоченных органов и организаций в пределах их компетенции.

9. Контроль за качеством транспортного
обслуживания пассажиров
Контроль за выполнением настоящих Правил и лицензионной деятельностью осуществляется по принадлежности Управлением транспорта и связи города Москвы, Московской транспортной инспекцией, ГУВд г. Москвы, оператором (в отношении принадлежащих ему такси).

10. Ответственность операторов и водителей такси
Операторы, водители и пассажиры такси несут ответственность за несоблюдение установленных норм и правил, регулирующих перевозку пассажиров легковым таксомоторным транспортом, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и города Москвы.