Знак обгон разрешен. Знак обгон запрещен и сплошная линия разметки на дороге. Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

На дороге существует два основных риска, которые допускает множество водителей – это слишком высокая скорость и совершение опасных манёвров на дороге в ущерб себе и другим.

– это манёвр, который рано или поздно совершает каждый водитель. Его можно считать одним из самых опасных действий на трассе. Он заключает в выезде автомобиля на полосу встречного движения, опережая впереди идущую машину и возвращением на изначальную полосу.

Обгон, в зависимости от разметки на трассе, знаков и правил дорожного движения, может быть как правомерным действием, так и противоправным.

Но ни при каких обстоятельствах обгон с правой стороны совершать нельзя! Сейчас в ПДД отсутствует понятие «обгон справа», он заменён на «обгон по обочине». За этот обгон вы получите весьма большой штраф.

Знак «Обгон запрещён»

Знак, запрещающий обгон, говорит водителям, что им запрещено выезжать на полосу движения встречных машин для опережения впереди идущего автомобиля.

Если на дороге вы встретите данный знак, вам стоит задуматься, стоит ли совершать обгон. Ведь это значит, что данный отрезок трассы является опасным, и совершать обгон будет весьма рискованно для вашей жизни. Почему ГИБДД ставит этот знак? Когда вы видите знак 3.20 – это означает, что есть риск, который может привести к печальным последствиям при обгоне. Возможно, вы находитесь в населённом пункте или на дороге плохая видимость.

Существует специальный знак на запрет обгона только для грузовых машин. Это значит, что обгон будет запрещён только для указанного транспортного средства.

Все запрещающие знаки выполнены в преобладающем красном цвете. Знак представляет собой белый круг с красной рамкой, внутри которого нарисовано два одинаковых автомобиля, но один из них красного цвета.

Знак начинает действовать с места его установки и до:

  1. Знака, отменяющего запрет на обгон.
  2. Знака, который отменяет все предыдущие запреты.
  3. Первого перекрёстка.
  4. Или с помощью использования знака 8.2.1. На нём написано расстояние работы запрещающего знака на обгон в метрах.

В населённых пунктах знак 3.20 действует с момента его установки и до конца этого населённого пункта, если ранее не были поставлены указатели, которые снимают запрет обгона. Но населённый пункт должен быть отмечен соответствующим указателем (наименование пункта, написанное на синем фоне).

Зона запрещения обгона может заканчиваться дорожным знаком под номером 3.21 – «Конец зоны запрещения обгона». После места его установки обгон сразу становится разрешённым.

Если на знаке нарисован грузовой автомобиль или мототранспорт, то обгон становится доступным только им.

Обычно знак 3.31 устанавливают после сложных фрагментов дороги, которые во избежание проблем нужно досконально регулировать.

Хоть знак и называется «Конец всех ограничений», но на самом деле он убирает запрет только следующие действия:

  1. Обгон запрещён для грузовых машин.
  2. Скорость максимальная для автомобиля.
  3. Минимальная дистанция.
  4. Запрет на звуковые сигналы.
  5. Запрет на парковку и остановку.
  6. Запрет парковки по определённым числам.

Перекрёсток

Знак «Обгон запрещён» теряет свою силу после первого перекрёстка. Но с одним важным условием: данный перекрёсток должен иметь официальный характер и определён дорожными.

В противном случае, ваш обгон будет являться нарушением ПДД.

Важно помнить из курса автошколы, что разметка имеет преобладающий характер перед дорожными указателями. Поэтому, если после знака 3.20 вы заметили, что сплошная линия прервалась, не стоит начинать обгон. Только после окончания запрещающей разметки и знаков можно осуществлять манёвр.

После поворота дороги знак о запрете обгона не теряет свою силу.

Штраф за нарушение ПДД

В 2019 году наказание за обгон в неположенном месте приобрело более строгий характер. При первичном нарушении в соответствии со статьёй 12.15 КоАП вам назначат штраф в размере от 500 рублей до 5000 или лишат водительских прав сроком от четырёх до шести месяцев. А при повторных нарушениях на целых полгода. Размер штрафа будет меняться в зависимости от тяжести ущерба, который вы нанесли окружающим при обгоне. Если вы просто совершили обгон в неположенном месте, то штраф будет равен 500 рублям. Но если вы подрезали другие машины, и из-за вас произошла авария, то наказание увеличится в разы.

Не стоит забывать о возможности заплатить штраф со скидкой в 50% при его оплате в первые 20 дней. Но при условии, что это было первичное нарушение подобного характера.

Если вы произвели , вам припишут штраф в размере от одной тысячи до полторы тысячи рублей.

За обгон по обочине штраф будет больше, так как он будет состоять из двух правонарушений:

  • проезд по запретной зоне (тротуар или обочина) – 1,5 тысячи рублей;
  • штраф за неправомерный обгон – 500 рублей.

Итого, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, вы получите штраф в размере 2 тысяч рублей.

Если раньше после временного лишения прав достаточно было написать заявление в ГИБДД, то сейчас для их возврата вы будете обязаны сдать экзамен по теории вождения в отделении ГИБДД.

При провале на экзамене в первый раз вы имеете право пересдавать экзамен с перерывом в неделю столько раз, сколько потребуется для его сдачи.

В каких случаях возможен обгон при наличии знака «Обгон запрещён»?

В каждом правиле есть исключения. Но в ПДД все эти «исключения» чётко прописаны и определены. При знаке «Нет обгону» исключениями буду выступать:

  1. . Но и тут бывают подводные камни. Чтобы вас не оштрафовали за нарушение ПДД, важно знать, что тихоходный транспорт должен иметь знак (красный треугольник с жёлтой окантовкой), указывающий на то, что автомобиль является таковым, и его максимальная скорость не должна превышать 30 километров в час.

С таким типом транспорта возникает больше всего споров между нарушителем и сотрудником ГИБДД под предлогом «Ну он же ехал медленнее 30 километров в час!». Чтобы избежать подобных ситуаций, опирайтесь на знак тихоходного автомобиля.

  1. Конная или гужевая повозка.
  2. Любой двухколёсный мото и велотранспорт, но без коляски. Перед тем, как начать обгонять таким тип транспорта, убедитесь, что водитель двухколёсного транспорта вас видит и пропускает. Не забудьте оставить для него небольшое расстояние, то есть не прижимайтесь к водителю впритык. А после заезда на свою полосу не тормозите слишком быстро, чтобы не спровоцировать аварию.

Все эти условия не буду действовать при наличии сплошной разметки!

Такие исключения были введены для того, чтобы за медленными участниками движения не образовывалась длинная и многочасовая пробка.

Перед тем, как пойти на обгон, убедитесь, что соседние машины не включили сигнал поворотника влево. Это обезопасит вас и других от возможных неблагоприятных последствий.

Временный знак «Обгон запрещён»

Любой дорожный знак, который является временным, будет нарисован на жёлтом фоне и может находиться на переносной основе. Помимо временных знаков может быть ещё и временная разметка.

Чаще всего временные знаки устанавливают на трассе при ремонтных работах или при авариях, чтобы разрулить образовавшуюся пробку.

Временные знаки и дорожная разметка имеет такую же силу и обязательность их выполнения, как и постоянные указатели, поэтому не стоит их игнорировать.

Если временный знак или разметка противоречит основным видам регулирования, то вы должны слушаться только первых, так как они установлены специально для регулирования новообразовавшейся проблемы.

В каких случаях запрещён обгон при отсутствии знака «Обгон запрещён»?

Установить на каждом опасном участке дороги по необходимому знаку невозможно, поэтому в правилах дорожного движения есть чётко определённые ситуации и места, где обгон категорически запрещён.

Дорога всегда была, есть и остаётся одним из самых опасным мест. Ежегодно она забирает тысячи человеческих жизней: высокая скорость, несоблюдение правил, человеческий фактор. Обгон является одним из самых сложных и опасных манёвров на дороге. А обгон, совершённый под знак «Обгон запрещён», опасен вдвойне.

Введение

Многим водителям знакома дорожная ситуация, когда после совершённого, казалось бы, успешного обгона следует взмах полосатого жезла и просьба остановиться у края обочины. Какие только нехорошие мысли не летают в голове у водителя в это мгновение! К большому сожалению, не все понимают, что следует ожидать за нарушение знака «Обгон запрещен». Как верно поступать в этой непростой ситуации и есть ли возможность выйти сухим из воды? Давайте разберёмся.

Знак «Обгон запрещен»

Этот знак стоит в правилах под номером 3.20 и является одним из самых важных. Недаром он относится к категории запрещающих дорожных знаков. Выбор места его установки обусловлен различными опасностями для водителя, связанными с плохой видимостью по причине рельефа или крутого поворота с плохим обзором. Этот знак указывает водителям, что данный участок дороги представляет повышенную опасность и обгон на нём крайне рискованный.

В ПДД чёрным по белому написано, что он запрещает водителям обгонять все транспортные средства (далее ТС) за некоторыми незначительными исключениями из правил. А именно: разрешено обгонять тихоходные ТС (конструктивно не могут развивать больше 30 км/ч), различные конные повозки, двухколёсные мопеды, скутеры и мотоциклы без бокового прицепа и, конечно же, велосипедистов (как одиночных, так и группы). Данный знак на дорогах общего пользования часто дублируется сплошной линией разметки. Его разрешено применять совместно с дополнительными табличками 8.5.4-8.5.7 и 8.2.1. При проведении ремонтных работ на проезжей части знак «Обгон запрещен» имеет статус временного. В данном случае он выполнен на жёлтом фоне.

Зона действия знака «Обгон запрещен»

Как и большинство дорожных знаков не только в России, но и в других странах, этот знак имеет свою зону действия. Из подзаконного акта, именуемого ПДД РФ, нам понятно, что данный дорожный знак действует:

  • От места, где он стоит, до первого перекрёстка дорог, а при его отсутствии - до конца населенного пункта. Вне пределов населённого пункта дополняется знаками и табличками.
  • Может ограничиваться дополнительной табличкой 8.2.1, указывающей на протяжённость зоны ограничения.
  • Заканчивается в месте установки знака 3.21, указывающего на конец зоны ограничения обгона. При этом он не разрешает его, а только указывает на то, что знак утратил свою силу.
  • Дорожный знак 3.31 снимает все ранее введённые запреты, следовательно, отменяет действие знака 3.20. Так же, как и 3.21, не позволяет совершать обгон.

Как видим, зона действия знака «Обгон запрещен» имеет чётко определённые границы.

Какое будет наказание

Какой же будет штраф? Под знак «Обгон запрещен» имеются различные варианты разметки дороги (или её полное отсутствие). Следовательно, и наказание может быть различным. Разберём несколько основных вариантов:

1. Выезд автомобиля на «встречку» вразрез с требованиями дорожных знаков и разметки.

Данное пренебрежение ПДД карается по ч. 4, 12.15 КоАП РФ и составляет от 5000 рублей до лишения ВУ через суд на 4-6 месяцев. При втором подобном нарушении предусмотрено лишение на 1 год. При этом нужно помнить, что при фиксировании нарушения камерами будет выписано 5000 рублей штрафа. Это одно из самых жёстких нарушений ПДД. Именно этой статьёй сотрудники ГИБДД пугают водителей при совершении ими менее значимого административного правонарушения.

2. Объезд ТС препятствия по «встречке», если имеется возможность объехать справа.

Такое возможно, когда на дороге образовалась авария, случилось ДТП, покрытие дороги не позволяет двигаться прямо и так далее. Хотя есть возможность сместиться в какую-либо сторону и не выезжать на «встречку» . Но водители спешат, потому и нарушают знак «Обгон запрещен». Какой штраф за это? Не такой уж и большой - от 1000 до 1500 рублей по ч. 3, 12.15 КоАП РФ.

3. Несоблюдение водителями указаний знаков или разметки.

Такое возможно, когда при присутствии знака 3.20 отсутствует и разметка (как пример, в месте ремонтных работ на дороге), а ширина дороги достаточно большая. Водители, совершая, казалось бы, безопасный и находящийся в рамках ПДД обгон, двигаются посередине. Штраф за такое нарушение довольно гуманный - согласно ч. 1, 12.16 КоАП РФ нарушителю грозит всего лишь 500 рублей, но также возможно и вынесение предупреждения.

Реальные дорожные ситуации

Представим, что вы едете по двухполосной дороге, перед вами едет большегруз на небольшой скорости, загораживая обзор и скрывая дорожные знаки. Слева от вас прерывистая разметка. Включение указателя поворота, перестроение на «встречку», начало обгона - и тут прерывистая чудесным образом превращается в сплошную. А чуть дальше доблестные сотрудники полиции машут жезлом и приглашают на диалог. Знакомая ситуация? К сожалению, безболезненного выхода из этого нет. Редко какой инспектор пойдёт навстречу и ограничится предупреждением. Обычно за это грозит 5000 рублей штрафа, как за выезд на «встречку» .

Или ещё вариант: двухполосная дорога с прерывистой полосой, разделяющей встречные потоки. Такой же большегруз, скрывший собой знак, предупреждающий, что началось действие знака «Обгон запрещен», и начатый под него обгон. Такие же инспекторы ГИБДД, как всегда некстати оказавшиеся в этом месте и в это время. Что-либо доказать невозможно, ведь дорожные знаки по ПДД главнее разметки, и надо было при обгоне опираться на знак, а не на прерывистую линию. А то, что вы его не видели, то кто в этом виноват?

Частой спорной дорожной ситуацией является обгон под временный знак «Обгон запрещен» на ремонтируемом участке дороги, на которой отсутствует разметка. Инспекторы, пользуясь своим положением и тем, что в большинстве своём водители их боятся, вменяют обгон по встречной с соответствующим наказанием. Ведь штраф за «встречку» не маленький - 5000 рублей, а то и лишение ВУ на 4-6 месяцев. Но в каждой из описанных ситуаций можно если не полностью избежать наказания, так существенно его снизить.

Когда остановил инспектор ГИБДД

Итак, вас остановил сотрудник ДПС за пренебрежение знаком 3.20 и пригрозил штрафом в 5000 рублей или лишением ВУ через суд. Первым делом надо успокоиться и всё тщательно проанализировать. Возможно, есть пути смягчения наказания. Первое, что следует сделать, - попробовать найти препятствие на проезжей части. Это может быть яма, палка или ветка дерева, большой камень, стоящий на «аварийке» автомобиль. Что угодно, лишь бы попадало под определение «препятствие». За данное нарушение выпишут штраф на сумму 1000-1500 рублей.

Другой вариант опротестовать своё нарушение - это знак, установленный не по ГОСТу. В таком случае он не имеет силы, и наказать за такое нарушение нельзя. Что же требует ГОСТ 52289-2004:

  • На ДОП, имеющих по две или больше полос для движения в одном направлении, знак «Обгон запрещен» обязательно надо дублировать на разделительной полосе или на левой обочине при отсутствии разделительной. Стоит убедиться, что данный пункт не был нарушен, в противном случае нужно указать сотруднику ГИБДД на это. Он, в свою очередь, обязан занести несоответствие знаков или разметки в специальный журнал и передать в дежурную часть. Оттуда информация должна поступить в дорожную службу для устранения недостатка.
  • От знака до земли вне населённых пунктов должно быть 1,5-3 м, в населённых - 2-4 м. Часто знаки установлены с серьёзными нарушениями. Особенно этим грешат при производстве дорожных работ, ставя знаки на мачте, но чуть ли не у земли. Стоит замерить в присутствии понятых высоту установки или произвести фото- или видеосъёмку производимого замера.

  • Знак закрыт деревьями и кустарниками, различными конструкциями, другими мешающими обзору предметами или же развёрнут ветром. По ГОСТу, он должен быть виден с расстояния в 100 м. Ежели он не виден, требуйте отмены постановления. Однако нелишним будет сфотографировать то, что знак скрыт от водителей. Нередко бывает, что без этих фотографий появляются другие, на которых понятно, что знак был виден и прекрасно читался.
  • Также ГОСТом регламентируется и очерёдность размещения. Первыми идут а затем предупреждающие, предписывающие, особых предписаний и наконец запрещающие. Несоблюдение этой очерёдности размещения позволяет водителю избежать наказания, так как установленный не по ГОСТу знак недействителен. При этом количество знаков на одной мачте тоже регламентируется.

Если есть хотя бы один пункт из этого списка, то наказать вас за совершённый обгон под дорожный знак «Обгон запрещен» нельзя. Правда, скорее всего, придётся в суде доказывать свою невиновность. А вот здесь и пригодятся собранные ранее доказательства.

В каких случаях, согласно ПДД, наказания не будет

Не многие водители знают, что в ПДД есть исключения, следовательно, законных оснований наказать водителя за такой обгон у инспекторов нет. Это такие исключения, как обгон:

  • Тихоходного автотранспорта. На нём обязательно должен быть соответствующий знак с жёлтой каймой), иначе, даже если его скорость ниже 30 км/ч, оно не является тихоходным, и инспектор вправе выписать вам штраф.
  • Конных или а также одиночных всадников.
  • Всевозможных мопедов, скутеров, мотоциклов и другой двухколёсной мототехники. Конечно, при условии, что они двигаются без бокового прицепа.
  • Одиночных велосипедистов или их групп.

Даже при обгоне этих ТС под знак и сплошную линию вас нельзя привлечь к ответственности за их нарушение, так как оно таковым не является.

Вот пять полезных советов, которые помогут вам избежать наказания и не узнать, какой грозит штраф под дорожный знак «Обгон запрещен»:

  • Следует тщательно взвешивать необходимость, безопасность и возможные последствия совершения данного манёвра.
  • Если вы произвели обгон под знак «Обгон запрещен» и вас остановил сотрудник полиции, не стоит паниковать и вестись на его провокацию.
  • При остановке инспектором следует сфотографировать дорожную обстановку, дабы потом были доказательства ваших слов.
  • Обязательно настаивайте на составлении протокола. Скажите, что непременно будете его обжаловать в суде.
  • И конечно же, нужно знать и не забывать соблюдать правила дорожного движения.

Заключение

Как видим, данный дорожный знак таит в себе некоторые особенности, скрытые подводные камни и опасности. Нарушение может трактоваться как выезд на «встречку» (со всеми вытекающими), так и как простое предупреждение за несоблюдение знаков и разметки. В любом случае стоит хорошо подумать, прежде чем начинать обгон. Неспроста данный знак устанавливается в местах, где обзор имеет ограниченную видимость, и обгон банально опасно совершать. Дорога не прощает людям невнимательности и безразличного отношения в диктуемым ею правилах поведения. Прежде чем что-либо сделать, подумайте о своей семье, ведь вас ждут дома. Удачи на дорогах!

Статистика ДТП гласит, что нарушение правил обгона является не главной и не приоритетной причиной аварийности на российских дорогах. Безусловно, это так, если учитывать различные мелкие и несущественные «черкаши» автомобилей при перестроении из полосы в полосу. Но это – негативное проявление статистики. А вот при анализе смертности на российских дорогах нарушение правил безопасного обгона поднимается круто вверх в неофициальной «Табели о рангах». Именно в качестве причины этой самой смертности.

При столкновении «лоб в лоб» (а это и происходит чаще всего при авариях на обгоне) скорости автомобилей (точнее, их кинетические энергии) складываются в математическую сумму. Отсюда и жуткие последствия, и смертность, и невозможность восстановления транспорта после ДТП.

1. От места установки до ближайшего перекрестка, а в населенном пункте при отсутствии перекрестка - до конца населенного пункта. Конец населенного пункта должен быть обозначен соответствующим знаком. То есть вне населенного пункта зона действия знака до ближайшего перекрестка, который обозначен знаком, либо начало или конец населенного пункта.

2. Действие знака не прерывается в местах выезда с прилегающих к дороге территорий и в местах пересечения (примыкания) с полевыми, лесными и другими второстепенными дорогами, перед которыми не установлены соответствующие знаки 2.3.2-2.3.7

3. Зона действия может ограничиваться таб. 8.2.1 «Зона действия». Если под знаком «Обгон запрещен» крепится табличка 8.2.1, то знак действует указанное на табличке количество метров.

4. До знака 3.21 «Конец зоны запрещения обгона». Знак 3.2.1 указывает, что закончилось действие знака «Обгон запрещен» и можно обгонять, при условии, что нет сплошной разметки.

5. До знака 3.31 «Конец зоны всех ограничений». Знак 3.31 указывает на отмену всех ранее введенных ограничений, то есть на ограничения по скорости, остановки/стоянки, а также ограничений на обгон.

Дорожный знак 3.31

А можно ли обгонять, если знак «Обгон запрещен» сочетается с прерывистой разметкой? По ГОСТу сплошная разметка наносится сразу после знака, а после окончания действия знака должна начинаться прерывистая линия. Но если в зоне действия знака находится прерывистая линия, то обгон запрещен, так как по ПДД знаки имеют приоритет над разметкой.

Точно так же временный знак «Обгон запрещен»(знак на желтом фоне) имеет преимущество над постоянным знаком. То есть, ели будет висеть постоянный знак 3.2.1 «Конец зоны запрещения обгона», а через 5 метров появится желтый временный знак «Обгон запрещен», то приоритет будет иметь временный знак.

Важно знать, что такое обгон?

Итак, квалификация обгона гласит, что таковым считается опережение ТС, которое сопряжено с выездом на «встречку» (встречную полосу или сторону проезжей части, которая предназначена для «встречки»). Иными словами, если водитель не посягает на выезд на «встречку» для опережения, то он и не совершает маневра обгона. А значит – не нарушает требований знака «Обгон запрещен».

За что могут лишить прав при обгоне в зоне действия знака?

Все это, конечно, так, но инспекторы ГИБДД очень часто пытаются навязать водителю мнение о том, что тот нарушил ПДД, совершив обгон там, где это недопустимо. Чаще всего – в зоне действия знака «Обгон запрещен».

Гаишная фальсификация № 1. «Обгон» без выезда на «встречку»

Довольно-таки часто водитель опережает впереди двигающегося оппонента, не совершая выезд из своего направления движения. То есть – без выезда на «встречку». Он перестраивается из полосы в соседнюю и опережает другой автомобиль.

Кстати, скажем, что до 2010 года подобный маневр назывался обгоном. Но теперь это перестало быть таковым. И гаишники это знают (если не знают, — гнать их взашей!). Знают, но пытаются «надуть» несведущего водителя, а попросту – сфальсифицировать нарушение и получить за это мзду! Хотя никакого нарушения, никакого (следовательно!) и наказания здесь быть не может.

Обгон без выезда на встречную полосу

Гаишная фальсификация № 2. «Обгон» справа

Давайте посмеемся над теми водилами-«чайниками», кто попался на эту уловку недобросовестных ГИБДД-ешников. Обгона справа давно не существует. Аж с 2010 года! Ибо обгон (как мы уже неоднократно отмечали!)– это маневр с выездом на «встречку». Это как же надо умудриться при правостороннем движении, чтобы, двигаясь справа от автомобиля, умудриться выехать на «встречку»?!!

Гаишная фальсификация № 3. «Обгон»

Сразу признаемся – нарушение при движении по обочине присутствует. И санкция присутствует. Ибо нельзя этого делать. «Обочечник» должен заплатить штраф в 1,5 тысячи рублей (если его, конечно, поймают, — живем-то в России!).

Но штрафовать на 5 «рублей» или лишать на 4-6-месячный срок (или повторно – на 1 год) – это ментовской (точнее, гаишный) беспредел! Применим избитую формулу: нет правонарушения – нет наказания!

Обгон ТС по обочине может обойтись владельцу авто в 1.5 тысячи рублей

Гаишная фальсификация № 4. «Обгон» препятствия

Типичная ситуация: стоит знак «Обгон запрещен», на проезжей части, как правило, нанесена . Впереди – неисправное ТС или какое-то препятствие (хлам, валяющийся на дороге).

Водитель «под сплошную» объезжает препятствие и нарывается на фальсификатора-гаишника, который незамедлительно начинает «разводить» бедолагу «на бабки» (если это не конец месяца). Или «на протокол» (если все же сейчас конец месяца, и ДПС-никам надо «делать план»).

А водитель не нарушал правил обгона. Да, он должен быть наказан за нарушение правил объезда (1,5 штраф – максимум!), но не на 5000 рублей или лишением на пресловутые 4-6 месяцев.

Самая главная гаишная фальсификация — № 5!

Самая распространенная фальсификация, которую проповедуют в своей работе доблестные российские гаишники – это наказание за завершение обгона в зоне действия знака «Обгон запрещен». Очень тонкая материя: именно за завершение ранее начатого обгона. Давайте разберемся!

Вводная такая: Вы начали обгон в разрешенной зоне. Нет знака «Обгон запрещен», линия горизонтальной разметки – «одинарная прерывистая» (вариант 1.5). Выезжаете спокойно на «встречку» для обгона. Ничего не предвещает беды, но тут…можно нарваться на кучу обстоятельств.

Первое обстоятельство. В Вашем же направлении параллельно идет длинная вереница фур и, обгоняя их, Вы возвращаетесь на свою полосу уже в зоне начала действия знака «Обгон запрещен», да еще и (к примеру, 1.1).

Второе обстоятельство. «Прерывистая» как-то уж слишком быстрехонько закончилась, мелькнула «прерывистая длинная» (1.6), и пошла «сплошная». Не успели вернуться вовремя в свою полосу!

Третье обстоятельство. За рулем обгоняемого Вами автомобиля сидит водитель, которому не понравился ваш маневр. Он прибавляет скорость (кстати, нарушая ПДД) и не дает Вам завершить маневр вовремя – в разрешенной зоне.

Видео: Начало обгона прерывистая, конец маневра сплошная

Итак, причин много, итог один: Вы двигались по «встречке» уже в зоне действия знака «Обгон запрещен». Гаишники начинают Вас «разводить» на 5-тысячный штраф или «лишенку».

Спросите, почему «разводить»? Ведь нарушение же было? Попробую с Вами не согласиться. Нарушения правил обгона не было. То есть нарушение было, но не правил обгона, а правил расположения ТС на проезжей части, которое наказывается – максимум! – 1,5-тысячным штрафом. А можно повоевать и за 500 рублей. А, может быть, попытаться поспорить и вообще за отсутствие наказания!

Не верится?!! Вот моя аргументация!

Давайте проанализируем ч.4 ст.12.15, которая наказывает за ВЫЕЗД на «встречку». Мы же, согласно букве закона, не выезжали для обгона, а уже двигались, завершая обгон. Иными словами, нас нельзя казнить 5-тысячным штрафом и «лишенкой» до полугода по одному обстоятельству: мы не совершали выезда на «встречку» на запрещенном участке. Следовательно, мы не можем быть подвергнуты административным санкциям за нарушение правил обгона. Остается только одно – наказание за неправильное расположение нашего ТС на проезжей части (максимум!).

В случае, если доблестный дядя-гаишник все равно гнет свою линию — не подписывайте протокол или напишите о своем несогласии с ним. И вперед! В административную группу или суд! Нормальный гаишник не будет особо настаивать на прекращении препирательств.

Вместо заключения

Подытожим сказанное. Санкции за нарушение требований знака «Обгон запрещен» — очень серьезные: штраф в 5000 рублей или лишение прав от 4 месяцев до полугода. При повторном нарушении «лишенка» возрастает до 1 года.

Вот только надо уметь защищать свои права и не допускать произвола гаишников, стремящихся развести неопытных или несведущих водителей.

Придерживаться правил безопасности - это не только требование органов правопорядка, но и важная необходимость для обеспечения безопасности на дороге. Если этого не делать, возникает реальная угроза для участников дорожного движения, поэтому на трассах устанавливаются . Особого внимания заслуживает знак «Обгон запрещён», относящийся к запрещающим указателям, за невыполнение которого предусматривается штраф.

Что значит и где действует

Согласно правилам уличного регулирования настоящий указатель имеет кодировку 3.20. Чаще всего его можно наблюдать между несколькими населёнными пунктами. Он необходим, чтобы не допустить возникновения опасной ситуации на трассе с наличием частой аварийности или со сложной разметкой. ПДД регулируют такие участки, устанавливая запрет на обгон, где зона действия этого указателя. Если пренебрегать этим правилом в 2016 году, можно заработать штраф.

Любой транспорт подпадает под ограничения и обязан выполнять его требования. Распространяется знак на участках, где может возникнуть опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия между автомобилями, движущимися во встречном или одинаковом направлении. Это также необходимо, когда видимость трассы ограничена естественными или искусственными причинами. Указатель имеет вид круга, обрамлённого красной окружностью, с двумя автомобилями: красного и чёрного цветов.

Сама же зона знака «Обгон запрещён» является ограниченной. Часто на самом указателе указывается длина его действия. На трассе может быть дополнительно обозначено снятие запрета на обгон или присутствовать стандартизированный графический рисунок под индексом 3.31. Водитель также может возобновить обгон, если входит в другой населённый пункт или съезжает с трассы. Это предусмотрено в ПДД на 2016 год, где также указывается штраф в виде наказания и его размеры.

Особенности значения

Чтобы область была активной, она должны подпадать под одно из описаний. То есть при смене направлении трассы или преодолении пути запрета обгон можно совершать полностью на законных обстоятельствах. Часто может встретиться знак 3.21, который изображает несколько автомобилей в чёрно-белых тонах, перекрывающихся чёрными полосами. Он обозначает конец области запрещения обгона и является обязательным для выполнения, за ним уже обгонять можно и за это не накладывается штраф, предусмотренный в 2016 году. Причина тому местность с минимальной опасностью.

Административная ответственность

Поскольку запрещающие знаки являются обязательными для выполнения, их нарушение влечёт за собой штраф. Это предусмотрено в 2016 году Правилами дорожного движения. Административная ответственность за нарушающие действия может быть разного размера, что зависит от конкретной ситуации. Как правило, она устанавливается в виде штрафа 5000 рублей на 2016 год.

В особых случаях нарушитель может лишаться права вождения сроком 4–6 месяцев. Важно понимать, что независимо от типа нарушения знака «Обгон запрещён» и расположения этого указателя, при фиксации его во второй раз прав можно уже лишиться в 2016 году уже на полных 12 месяцев.

Обойтись без нарушения

Может выполняться в некоторых ситуациях. Они предусмотрены в 2016 году в правилах дорожного движения и позволяют обгонять машины даже в присутствии запрещающего знака. Это важно знать, чтобы не получить несправедливый штраф:

  • можно обгонять тихоходный транспорт;
  • запрет на действия по обгону мототехники или аналогичных двухколёсных средств не распространяется;
  • можно обогнать конные повозки или гужевые средства.

Для опознания тихоходного транспорта на нём устанавливают знак в виде красного треугольника с жёлтой обводкой. Он устанавливается на хорошо заметном месте, а иногда выкрашивается флуоресцентной краской, чтобы водитель не пропустил его в тёмное время суток. Это не пустое требование, ведь на трассах повышенной загруженности и нестандартных участках возрастает риск ДТП, поэтому и большой штраф.

Особые исключения

Конечно, бывают ситуации, когда человек обгонит транспортное средство в зоне действия ограничительного указателя 3.20, если оно двигается со скоростью в 30 км/час. За это не будет выписываться штраф, так как водитель имеет право на такой обгон. Если на тихоходной машине предусмотрен предупреждающий знак, её нельзя обгонять, что указывают правила за 2016 год. Таким же способом можно обогнать мотоцикл, если он едет со скоростью не выше 30 км/час.

Эта ситуация становится предметом частых споров, когда автомобиль обгоняет машину, которая едет медленно только в этот момент. К примеру, трактор способен развить достаточно высокую скорость и двигается медленно только в этот момент. За подобные действия , установленный на 2016 год.

Временное запрещение движения

Область действия знака «Обгон запрещён» может иметь временный характер. Такая разновидность называется 3.20В. Отличается указатель только жёлтым фоном, в остальном повторяя оригинальный образец. Он является обязательным для выполнения и становится приоритетным даже в случаях, когда рядом установлены другие знаки. Аналогичная ситуация и с временной разметкой, что устанавливается на время проведения работ.

В местах трассы, где присутствует указатель «Обгон запрещён», нужно тщательно изучить ситуацию. Важно понять, что участок движения может и не иметь обязательного запрета на обгон. Если транспорт, находящийся впереди, является тихоходным, его можно объезжать. Лучше обдумать всё дважды, чтобы избежать правонарушения. Если без такой ситуации не обошлось и существует риск получить штраф, свои права можно защищать со статьёй 12.15, которая учитывает все нюансы использования этого указателя.

Когда водителю запрещается обгон автомобиля, это делается для обеспечения его безопасности. На таких дорогах часто достаточно сложное движение, которое требует дополнительного регулирования. Это важно соблюдать, но и требуется понимать исключения из правил, чтобы не попасть на удочку хитростей служб правопорядка.

Некоторые водители применяют обгон гораздо чаще, чем другие. Их манера езды агрессивна, а остальных участников движения они воспринимают исключительно в роли досадного недоразумения, создающего помехи при езде. Другие стараются соблюдать нормы правил дорожного движения, однако и им часто приходится обгонять попутные автомобили, мотоциклы и т. д. Но и первая, и вторая категории обязаны знать и понимать принцип действия знака «Обгон запрещён». Недаром бывалые говорят, что ПДД «написаны кровью». А нарушение правил при обгоне является одной из тех ситуаций, которые потенциально опасны для жизни. Тем более что недавно в правилах, действующих в Российской Федерации, было внесено несколько изменений, которые касаются в том числе соблюдения этих норм. Какие штрафы и прочие меры наказания грозят нарушителю в 2019 году?

Как выглядит знак, где он обычно устанавливается и какова зона действия

Для начала следует сказать, что изменения в правилах обгона существенно изменили ситуацию на дорогах России. Определённая категория водителей, которые за рулём уже много лет (а их большинство) твёрдо усвоила принцип, согласно которому обгон справа запрещён. И поэтому автомобиль в их зеркале заднего вида, который приближается к ним справа, вызывает инстинктивное желание уступить ему дорогу и вывернуть руль в эту же сторону. Часто столкновение в подобной ситуации просто неизбежно. Именно поэтому необходимо строго соблюдать ПДД, следить за последними изменениями в них и следовать указаниям знаков и дорожной разметки.

Так выглядит стационарный знак, запрещающий обгон

Знак «Обгон запрещён» входит в число запрещающих знаков. Он имеет персональный номер в ПДД России - 3.20. Этот знак при установке должен категорически запрещать обгон практически всех транспортных средств. Исключением станут только мопеды и двухколёсные мотоциклы без коляски, гужевой транспорт, велосипеды и тихоходные транспортные средства. Знак «Обгон запрещён» устанавливается на тех участках дороги, которые могут стать аварийно-опасными в случае обгона: на поворотах, подъёмах, участках с плохим дорожным покрытием, местах сужения и т. д.

Участок дороги, на который распространяется действие знака, начинается от того места, где он установлен, и до первого перекрёстка по ходу движения. В населённых пунктах знак действует (при отсутствии перекрёстков) до конца населённого пункта. Действие знака не может быть прервано выездами с прилегающих территорий и в тех местах, где главная дорога пересекается просёлочными, лесными и другими дорогами, которые можно считать примыкающими и второстепенными. Таковыми могут считаться те дороги, которые не имеют твёрдого покрытия и знака, обозначающего перекрёсток.

Водителям следует помнить, что выезды из дворов не являются перекрёстками и, соответственно, не отменяют действия знака «Обгон запрещён».

Зона действия ограничивается также дополнительным указанием расстояния его актуальности, которое даётся непосредственно под установленным знаком. Зона ограничивается также знаками, обозначающими отмену действия данного знака («Конец зоны запрещения обгона» – № 3.21) и знаком «Конец зоны всех ограничений» (№ 3.31в ПДД).

Кстати, название этого знака отдаёт пафосностью: он отменяет только девять запрещающих знаков и никоим образом не может отменить все реальные ограничения, с которыми может столкнуться отечественный водитель, особенно если речь идёт о российской глубинке. Есть определённые ограничения, для которых знаки не требуются. Главным в их определении станет инстинкт самосохранения.

Так выглядит знак «Конец зоны всех ограничений»

Особо следует сказать об игнорировании знака «Обгон запрещён» (в том числе) в южных регионах России. Статистика говорит о том, что именно Южный федеральный округ отличается системным игнорированием дорожных знаков и разметки. На некоторых дорогах (например, в Башкирии) часто отсутствует дорожная разметка, которая не наносилась десятки лет. В больших городах водители стараются всё же соблюдать требования дорожных знаков, но, скорее, из чувства самосохранения ввиду большого трафика на дорогах.

Знак на жёлтом фоне

Если водитель увидел дорожный знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то такой знак является временным.

Если знак «Обгон запрещён» на жёлтом фоне, то он установлен временно и имеет приоритет перед постоянными знаками

Он устанавливается для обеспечения безопасного движения на тех отрезках дороги, которые строятся или ремонтируются. Знаки, которые водители видят на жёлтом фоне, могут быть запрещающими или предупреждающими.

Если рядом с «жёлтым знаком» установлен «белый» знак, а его действие противоречит «жёлтому», то приоритетным является как раз знак на жёлтом фоне. Это утверждение актуально и для разметки оранжевого цвета, которая служит для разделения транспортного потока на строящихся или ремонтируемых участках дороги. В ПДД указан приоритет подобной разметки перед разметкой белого цвета.

Возможные нарушения, которые могут совершить водители

Для начала следует определиться с самим понятием обгона. Ещё недавно в ПДД это означало, что движущееся транспортное средство совершает опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств и при этом покидает полосу своего движения. В нынешней редакции Правил обгон трактуется несколько иначе. Он означает, что транспортное средство опережает в процессе своего движения один или несколько автомобилей. При этом обгон происходит только в том случае, когда данное транспортное средство выезжает на полосу встречного движения, а далее возвращается на ту полосу, которую оно занимало ранее. Новая редакция ПДД существенно сузила понятие обгона. Водителям, которые получили водительскую лицензию давно и в последний раз открывали книжку с ПДД много-много лет назад, следует особо обратить внимание на данное нововведение.

Нарушением требований знака «Обгон запрещён» является обгон одного или нескольких транспортных средств в пределах его действия. Это может быть вызвано, в первую очередь, игнорированием водителем данного знака. Само собой разумеется, что невнимательный шофёр, не увидевший за разговорами с пассажирами этот знак, также является нарушителем.

Видео о том, что такое обгон на практике

Спорные ситуации

Иногда особо «продвинутые» водители считают установку знака «Обгон запрещён» на определённом участке дороги необоснованным и, соответственно, его игнорируют. Понятно, что инспектору ГИБДД они не смогут доказать свою невиновность или абсурдность установки в определённом месте. На практике же возникает большое количество спорных ситуаций. Рассмотрим подробнее наиболее типичные.

Ситуация первая

Водитель движущегося автомобиля начал манёвр обгона ещё до начала действия знака, запрещающего обгон, а закончил его уже непосредственно в зоне действия. Причиной этого могло стать, к примеру, то, что транспортное средство, которое двигалось впереди, закрыло собой знак, а едущий сзади водитель просто не увидел его. В подобном случае следует внимательно присматриваться к разметке на дороге. Перед участком дороги, где запрещается обгон, штрихи, составляющие прерывистую линию, удлиняются и постепенно переходят в сплошную линию. Даже если водитель не увидел знака, то его действия вряд ли подлежат оправданию, а ГИБДД имеет все основания для его наказания.

Вторая

Водитель движущегося автомобиля видит транспортное средство, которое движется с малой скоростью, например, менее 30 км в час. Соответственно, для продолжения движения ему потребуется выехать на встречную полосу движения в пределах действия запрета на обгон. Вопрос в том, является ли ТС, которое обогнал водитель, тихоходным. Следует знать, что тихоходные транспортные средства должны обозначаться особыми значками в виде красных треугольников, имеющих жёлтую окантовку. Если такого значка на обгоняемом транспортном средстве не наблюдается, то его тихоходным считать нельзя и обгон в этом случае станет явным нарушением ПДД.

Так выглядит и располагается знак тихоходного транспортного средства

Третья

Иногда просто нет возможности избежать нарушения действия знака. Это может случиться, например, когда приходиться объезжать большую яму (явление нередкое), стоящий автомобиль или место, где недавно произошла авария. В подобном случае следует попытаться объехать подобное препятствие справа. Если же подобной возможности нет, то придётся объезжать, выехав на встречную полосу. В этом случае сотрудники ГИБДД могут «инкриминировать» нарушение с последующим существенным уроном для личного или семейного бюджета. Но следует знать, что в подавляющем большинстве случаев в подобных ситуациях правила разрешают подобный манёвр. Но как ни странно, инспектор может трактовать это по-своему. Поэтому водителю следует понимать, что он сможет доказать свою невиновность в суде и, соответственно, не соглашаться с выводами инспектора в составленном протоколе.

Четвёртая

Иногда едущий водитель может с удивлением заметить, что разметка на дороге входит в явное противоречие с требованиями установленных знаков. К примеру, участок дороги, на котором за знаком «Обгон запрещён» продолжается прерывистая разметка, явно разрешающая подобный манёвр, может ввести законопослушного водителя в ступор. Что делать?

По логике вещей, наличие прерывистой линии говорит о том, что зона ограниченной видимости закончилась и, соответственно, запрещение обгона уже не является актуальным. Но дело в том, что «бдительный» инспектор не зря много часов ждал, когда возникнет подобная ситуация. Он смело останавливает «нарушителя» и составляет протокол. Так вот, протокол не следует подписывать и в этом случае. Следует ещё раз открыть книжечку, в которой подробно расписаны ПДД, и убедиться в том, что дорожная разметка имеет приоритет. Исключением станут лишь временные знаки, требующие ограничения определённых действий водителей (к примеру, тот же знак на жёлтом фоне). При этом сами инспекторы должны принять меры к исправлению этой неоднозначной ситуации на дороге.

Водителю, хорошо знающему ПДД, следует вести себя уверенно и напомнить сотрудникам дорожной полиции об их непосредственных обязанностях в таком случае. Скорее всего, они это и сами знают, поэтому разговор может закончиться невнятным: «Больше не нарушайте» и пожеланиями счастливого пути.

Видео о спорных ситуациях при обгоне

Водители, будьте снисходительны (или кого обгонять всё же можно)

О тихоходных транспортных средствах сказано выше. Таковыми, к примеру, могут быть бульдозеры, тракторы, комбайны и так далее. Если на них сзади установлены соответствующие значки, то их можно обогнать безболезненно. Конечно, повозка крестьянина, запряжённая лошадьми (гужевой транспорт), вряд ли будет оснащена соответствующим знаком. Но вот её обгонять тоже можно. Равно как и велосипедистов, мотоциклистов (мотоциклы двухколёсные и без колясок), а также мопедистов. При их обгоне опытных водителей иногда бросает в холодный пот, поскольку они считают (и иногда обоснованно), что страшнее велосипедиста на трассе человека нет. От него можно ждать всё что угодно. Его может шатнуть порывом ветра, велосипед может подскочить на ухабе и резко изменить траекторию движения, в конце концов, велосипедист может быть в стельку пьян.

При обгоне велосипедистов следует быть особо осторожным

Ненамного более прогнозируемые действия мопедистов, байкеров и «водителей» гужевого транспорта. Именно поэтому при обгоне подобных участников дорожного движения следует соблюдать особую осторожность, притормаживать и стараться не приближаться к ним слишком близко, оставляя себе возможность сманеврировать или затормозить в случае критической ситуации.

Знак «Тихоходное транспортное средство» обозначается в виде равностороннего треугольника с флюоресцирующим покрытием красного цвета и со световозвращающей каймой жёлтого или красного цвета (длина стороны треугольника от 350 до 365 мм, ширина каймы от 45 до 48 мм по ГОСТу) - сзади механических транспортных средств, для которых предприятием-изготовителем установлена максимальная скорость не более 30 км/ч.

Абзац 10 пункта 8 Главы 26 ПДД

Не запрещающим знаком едины: когда обгонять всё равно нельзя

Немаловажно также напомнить некоторым водителям, успевшим основательно подзабыть ПДД (а то и вообще никогда не державших книжечку с подобным названием в своих руках), что знак «Обгон запрещён» является не единственным случаем запрещения подобного манёвра на дороге.

Категорически запрещён обгон на пешеходном переходе, неважно, идут по нему люди или нет. Также нельзя обгонять в тоннелях, на путепроводах и мостах. Нарушением станет обгон на перекрёстке, вне зависимости от того, регулируемый он или нет, а также в пределах стометровой зоны от железнодорожного переезда. Обгон на подъёмах или спусках, где видимость для обгона недостаточна, тоже запрещён.

В тоннеллях обганять нельзя категорически

При совершении же обгона следует очень внимательно следить за попутным и встречным транспортом, соблюдать безопасную дистанцию и не создавать помех другим водителям.

Водителю же обгоняемого транспортного средства запрещается увеличивать скорость, поскольку это может привести к препятствию совершения обгона и создать аварийную ситуацию на дороге.

Чем чревато игнорирование знака «Обгон запрещён»: штрафы в 2019 году

Нарушение правил обгона очень часто приводит к трагичным последствиям. Поэтому, в первую очередь, оно угрожает жизни водителя, его пассажиров, «экипажа» встречного автомобиля и порой совершенно непричастных участников дорожного движения, которые очутились не вовремя и в неудачном месте. Именно ввиду вышеперечисленного штрафные санкции к нарушителям довольно жёсткие. На протяжении последних лет мы можем наблюдать значительный рост размеров штрафов. То, что ещё десять лет назад можно было нарушить относительно безболезненно для кошелька, сегодня чревато серьёзными финансовыми потерями.

Как и ранее, штрафные санкции за нарушение правил обгона определяет Статья 12.15 КоАП.

В частности, пункт четвёртый Ст. 12.15 КоАП гласит о следующем:

Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырёх до шести месяцев.

п. 4 ст. 12.15 КоАП

Итак, минимальное административное наказание грозит нарушителю в виде штрафа в размере 1000 рублей и максимальное - лишение водительской лицензии на срок от четырёх до шести месяцев. Промежуточными штрафами станут 1500 и 5000 руб. Первый - за выезд на полосу встречного движения или трамвайные рельсы при объезде препятствия (если его можно было объехать справа) и второй - за игнорирование требований знака, запрещающего обгон и выезд на «встречку».

Особо злостные нарушители правил обгона могут расстаться с водительским удостоверением на год, если они повторно успели нарушить действие правил обгона в течение года. Важно помнить о том, что возвращение водительских прав становится возможным только при пересдаче теории ПДД и поэтому может вылиться в очень долгосрочный проект, поскольку к моменту лишения прав всё, чему учили в автошколе, было уже основательно забыто.

Минимально можно надеяться на штраф в 500 рублей, который будет выписан за нарушение требований разметки на дороге и запрещающего знака. Хотя, по правде сказать, подобные случаи являются скорее исключением, чем правилом. Обычно водителя стараются наказать максимально. Поэтому единственным плюсом в данной ситуации станет чувство глубокого удовлетворения водителя от того, что он пополнил бюджет родной страны на немалую сумму.

Если нарушение правил обгона было зафиксировано с помощью технических средств (фото- или видеорегистраторами), автоматически регистрирующих нарушение без участия инспектора ГИБДД, то водителя могут оштрафовать максимум на пять тысяч рублей, даже если само нарушение тянет на лишение прав.

Как попробовать оправдаться и можно ли избежать лишения прав

Вопрос о том, как избежать административной ответственности, возникает у водителя в первый же момент после остановки инспектором дорожной полиции. Но не стоит сразу посыпать голову пеплом и каяться во всех грехах.

Необходимо сразу понять, что между административным штрафом в 5000 руб. и лишением водительских прав в законе стоит слово «либо». Решение о мере наказания должен принимать руководитель соответствующего подразделения дорожной полиции на основании длительности пребывания нарушителя на встречной полосе, траектории его движения и многих других факторов. Обстоятельства могут как смягчать, так и отягчать ответственность нарушителя. Поэтому изначально следует учитывать все обстоятельства правонарушения. Если, к примеру, нарушивший водитель без причины двигался по встречной полосе на протяжении километра, создав при этом несколько аварийных ситуаций, то надеяться на минимальный штраф ему вряд ли стоит.

Окончательное решение о наказании принимает суд. Поэтому стоит хорошо подготовиться к процессу. Если есть возможность, то желательно поручить защиту своих интересов профильному адвокату, который имеет богатый положительный опыт в решении дел, связанных с нарушениями правил дорожного движения. Надо понять, что далеко не всегда суд (при выявлении нарушения на дороге непосредственно сотрудниками дорожной полиции) ограничивается штрафом в пять тысяч. Лишение прав приводит к гораздо большим проблемам, поэтому стоит всё же перестраховаться и обратиться за помощью к автоадвокату.

Окончательное решение по наказанию за нарушение ПДД принимает суд

Самостоятельно оспорить решение инспектора дорожной полиции можно попробовать, доказав, что отсутствовала реальная возможность объехать препятствие справа. Это не позволяло сделать состояние дорожного покрытия на данном участке дороги, размеры автомобиля или возможность создания опасной ситуации для других участников движения, пешеходов, строений, дорожных конструкций и т. д. Безусловно, судья не станет выезжать на место, где было совершено нарушение, поэтому в этом случае огромным подспорьем станет запись видеорегистратора, на которой должны быть отображены все упомянутые нюансы.

Вторым способом оспорить решение о наказании станет доказательство того, что знак не соответствует требованиям закона и установлен с нарушением ГОСТа (ГОСТ Р 52289–2004). Те знаки, которые устанавливались без соблюдения соответствующих требований, входят в противоречие с правилами дорожного движения. Опыт говорит о том, что доказать несоответствие знака техническим требованиям можно, но сложно. Поэтому придётся повоевать в суде.

Дорожная служба может принести извинения водителю, но суд не примет во внимание техническое несоответствие. Как правило, суды настолько завалены текущей работой, что нарушители ПДД являются для них чем-то, похожим на назойливое насекомое, которое мешает работать над более приоритетными задачами. Поэтому рассмотрение соответствующих дел часто происходит бегло, при этом судья совершенно не вникает в суть дела. Часто дотошный нарушитель может доказать свою невиновность только в апелляционном суде.

Кстати, как показывает практика, именно апелляционный суд чаще выносит более справедливые решения по нарушениям ПДД, чем суд первой инстанции. Но следует учесть, что подача апелляции - дело непростое, особенно для людей, которые никогда или практически никогда не сталкивались с подобными задачами. Поэтому участие адвоката станет очень желательным. И, соответственно, может значительно поднять стоимость самой процедуры восстановления справедливости. Именно поэтому большинство водителей, которым был присуждён штраф, смиряются с подобным судебным решением. До Апелляционного суда доходят немногие и то, как правило, те, кому присуждено лишение водительских прав. Этот фактор становится иногда определяющим в относительно небрежном и поверхностном рассмотрении дел о нарушениях правил дорожного движения.

Кстати, иногда можно даже превратиться в пострадавшего. Это может случиться, к примеру, в том случае, когда инспектор ГИБДД составил протокол при несоответствии требований знака и дорожной разметки, хотя должен был немедленно доложить вышестоящему руководству о выявленной проблеме, а не искать возможность оштрафовать незадачливого и не знающего досконально ПДД водителя. Если водителю удастся доказать свою правоту, то инспектор будет наказан, вплоть до увольнения с работы. В подобном случае опять будет крайне важна информация с видеорегистратора.

Видео о некоторых случаях установки знака «Обгон запрещён»: практика общения с инспекторами ГИБДД

Смягчение и льготы при оплате штрафов

Выписанный штраф можно уменьшить вдвое, если успеть оплатить его в течение 20 дней после составления протокола или «письма счастья». Но при этом льгота не распространяется на все штрафы. В 2019 году нельзя уменьшить размер штрафа в следующих ситуациях:

  • при совершении нарушения правил дорожного движения водителем, который управлял транспортным средством в нетрезвом виде;
  • при повторном зафиксированном превышении в течение года максимальной скорости движения более, чем на 40 км;
  • при повторном (в течение года) игнорировании запрещающего сигнала светофора;
  • при повторном нарушении за год требований знака «Обгон запрещён»;
  • в случае создания аварийной ситуации;
  • при признании виновником в результате дорожно-транспортного происшествия, где есть пострадавшие;
  • при управлении автомобилем, не прошедшим регистрации согласно нормам российского законодательства.

Повторное нарушение в течение года с момента предыдущего правонарушения означает, что водитель склонен к системному игнорированию правил дорожного движения. Поэтому закон предусматривает более строгую меру наказания за подобные повторные деяния.

На общих основаниях штрафы ГИБДД можно оплатить в течение 80 дней с даты их получения. Указанные 80 дней можно условно разделить на три стадии:

  • в течение 10 дней нарушитель может обжаловать протокол в суде, когда он не выражает согласие с указанными в нём нарушениями;
  • решение суда вступает в действие спустя 60 дней;
  • 10 дней даётся на передачу дела из судебного производства в исполнительное производство.

Необходимо понимать, что начало отсчёта срока по всем нарушениям правил дорожного движения может начинаться исключительно с даты получения копии протокола. Данная норма актуальна и для тех водителей, которые получили штраф на месте, и для тех, кто получил «письмо счастья» по результатам фиксации средствами фото- и видеонаблюдения.

Важно также сказать несколько слов о сроке давности штрафов за нарушения правил дорожного движения. Если не спешить в первый же день в банк с оплатой штрафа, то теоретически можно его не заплатить вообще. Конечно, это очень рискованно, но такие случаи бывают. Как правило, за мелкие нарушения выписываются относительно незначительные штрафы, за оплатой которых дорожные службы следят не очень бдительно. Поэтому о нарушителях иногда просто забывают в процессе текущей работы, которой, как правило, много каждый день. Если же через 80 дней не пришло никакого извещения, то есть шанс «скостить» штраф на основании срока давности. Но для этого, согласно Кодексу об административных правонарушениях, придётся подождать целых два года. Именно такой промежуток времени составляет срок исковой давности. В последнее время он не менялся на законодательном уровне. При этом водителям не следует забывать, что решение об оплате штрафа вступает в силу только через 10 дней с момента его вручения нарушителю. Если же он пытался обжаловать решение суда первой инстанции в вышестоящем суде, то отсчёт срока давности начинается с момента вынесения решения последним. Штраф продолжит «висеть» на водителе в информационной базе ГИБДД, но через два года его обладателю уже не смогут предъявить требование о его оплате.

Также в законе есть несколько нюансов, которые следует знать. Они, если бюрократическая машина даст сбой, помогут сохранить деньги.

Штраф можно не оплачивать на законных основаниях, если постановление о нём выносилось в срок, превышающий 60 дней со дня совершения нарушения правил дорожного движения. Также это же правило актуально и в ситуации, когда судебное решение было обжаловано, а постановление Апелляционного суда выносилось более, чем через 90 дней с даты правонарушения.

Следует добавить, что неоплаченные штрафы могут послужить основанием для отказа в пересечении границы (при штрафе от 10 тыс. рублей и соответствующем решении суда о запрете на выезд за границу). Отказ оплаты штрафа грозит также встречей с судебными приставами и ещё множеством возможных неприятностей, наименьшей из которых станет увеличение штрафа вдвое. Поэтому каждый должен решать для себя вопрос о том, платить или не платить. Самым же лучшим способом уберечь себя от подобной головной боли является неукоснительное соблюдение правил дорожного движения.

В правила дорожного движения постоянно вносятся изменения. Они соответствуют духу времени и всё увеличивающемуся количеству автомобилей на наших дорогах. Следует внимательно следить за всеми нововведениями, поскольку чёткое соблюдение ПДД является залогом безопасной езды (ну почти всегда, главное - чтобы другие это тоже понимали). Лучшего способа уберечь себя и своих близких от аварии до сих пор не придумали.