Шелл компания по добыче нефти. Royal Dutch Shell, или история о нефти и ракушках. Shell в мире

Оборот: $278.188 млрд

Чистая прибыль: $12.518 млрд

Капитализация: $323.7 млрд

Число сотрудников: 102,000 тыс. человек

Royal Dutch Shell (Роял Датч Шелл) - британо-нидерландская нефтегазовая компания, вторая по величине компания в мире, согласно рейтингу Forbes 2000 (2009 год). Компания занимает 1 место в Fortune Global 500 (2009 год). Штаб-квартира находится - в Гааге (Нидерланды).

История

Группа была создана в 1907 году путём объединения Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd в пику экспансии американского треста Standard Oil.

Структура и руководство

До середины 2005 структура компании носила оригинальный «двойственный» характер: Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd являлись так называемыми «материнскими компаниями» (они не вели производственной деятельности и не входили в состав концерна). «Материнские компании» владели акциями холдинговых компаний концерна - голландской «Шелл Петролеум Н. В.» и английской «Шелл Петролеум Компани Лимитед», причем «Ройял Датч Петролеум Компани» принадлежало 60 %, а «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани» - 40 % акций холдинговых компаний. В свою очередь холдинговым компаниям принадлежали все акции в сервисных компаниях, а также - прямо или косвенно - вся доля концерна «Шелл» в производственных компаниях.

Летом 2005 акционеры Royal Dutch Petroleum Company и The «Shell» Transport and Trading Company Ltd одобрили слияние материнских компаний в одну компанию со штаб-квартирой в Нидерландах. Эта сделка превратила в 2005 Нидерланды в крупнейшего в мире инвестора, а Великобританию - в главного получателя инвестиций в мире (они выросли втрое, до $164,5 млрд).

Деятельность

Shell ведет геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 40 странах мира. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 55 тыс. станций.

Также «Шелл» полностью или частично владеет более 50 нефтеперабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки.

Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии. АЗС Shell в Росарио (Аргентина)

Добыча нефти и газа в 2006 году - 3,47 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, которые складывались из ежедневной добычи 1,948 млн баррелей нефти и 8,368 млн куб.футов газа. Ежедневная добыча 1,948 млн баррелей нефти примерно соответствует ежегодной добыче 97 млн тонн нефти.

В 2006 г. Shell перерабатывала 3,57 млн баррелей нефти в сутки (177,7 млн т за год).

Общая численность персонала компании - около 112 тыс. человек. Выручка компании в 2006 году составила $318,8 млрд (в 2005 году - $306,7 млрд), чистая прибыль - $26,3 млрд (в 2005 - та же сумма).

История «Шелл» началась в 1833, когда английский коммерсант Маркус Самюэль открыл в Лондоне небольшой магазин по продаже различных безделушек, украшенных морскими ракушками («shell» по-английски значит раковина), и других экзотических восточных изделий. «Шелл» - именно так назывался магазин отца Сэмюэля в Лондоне. Предприятие оказалось прибыльным, и Самюэль организовал доставку даров моря с Дальнего Востока средствами своего небольшого каботажного флота. Суда, следовавшие из метрополии в колонии, везли на своем борту различные грузы, в том числе и нефтепродукты. Самюэль, будучи талантливым коммерсантом, увидел великое будущее у нефтяного бизнеса в период его практического рождения. После его смерти, в 1870 г. дело перешло к сыновьям, которые основали в 1878 уже собственную фирму.

Круг деятельности братьев Самюэль быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэль-младший в 1890 посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку нефти по всему миру с помощью танкеров.

Первое в мире нефтеналивное судно было построено в России на верфях Баку и называлось «Зороастр», в память о зороастрийцах – огнепоклонниках, предков современных армян. Самюэл был потрясен, когда увидел русский танкер.

Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892 он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием «Мюрекс» водоизмещением 5 тыс. тонн. В память об этом событии, головной танкер нефтеналивного флота Shell теперь называют «Мюрекс». Ключевым моментом является то, что конструкция изобретенного Маркусом Сэмюэлем танкера исключала угрозу самовозгорания нефтепродуктов. Кроме того, «Мюрекс» прошел регистрацию агенства «Ллойд» и отвечал жестким требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, (чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания), через который и планировалось перевозить нефть и другие нефтепродукты. Свой первый рейс «Мюрекс» совершил в августе 1892 с грузом 4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батуми-Сингапур-Бангкок.

Именно поэтому первым «фирменным» продуктом, поставленным компанией Shell дальневосточным потребителям в начале 1893 года, стал российский керосин.

Транспортировка нефти породила и новые проблемы - в портах Дальнего Востока предприимчивым Самюэлем были построены большие емкости для хранения нефти. А также заводы по производству упаковки, которую местные жители использовали в самых различных целях, в том числе и для изготовления кровель крыш.

К концу 90-х годов прошлого века нефтяной бизнес Самюэля настолько разросся, что он основал в 1897 отдельную компанию под названием «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.». Но до создания нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. У Маркуса Сэмюэля был по-прежнему могущественный враг в лице американской монополии «Стандард Ойл». Необходимость противостоять экспансии американцев стала основой для сближения «Шелл» и «Ройял Датч», которую Сэмюэль когда-то рассматривал не иначе как опасного конкурента. «Ройял Датч Петролеум» была создана в 1890 году под покровительством короля Нидерландов, которая осуществляла разработку богатого месторождения на острове Суматра и ожесточенно конкурировала с «Шелл» за рынки сбыта. Однако истории было угодно распорядиться судьбой этих двух компаний по-своему.

В 1902 году после долгих переговоров «Шелл» и «Ройял Датч» создали концерн «Эйшиэтик Петролеум», целью которого ставилось расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в дальневосточном регионе. В 1907 году произошло окончательное объединение капиталов и интересов «Ройял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт & Трейдинг К.», послужившее фундаментом корпорации, известной сегодня во всем мире как «Ройял Датч/Шелл». В 1900 директором-распорядителем этой компании, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939), которого впоследствии называли «нефтяным Наполеоном». Детеринг был сторонником сотрудничества с «Шелл». По его инициативе в 1907 произошло слияние капиталов «Ройал Датч» и «Шелл», была основана новая компания с двумя головными офисами в Лондоне и Гааге.

В объединенном концерне 60% акций принадлежало «Ройал Датч», а 40% - «Шелл. Такое соотношение сохраняется до сих пор.

Вскоре начался период роста. Сфера деятельности концерна постоянно расширялась, разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему земному шару. Мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались центром в целях более оперативного спроса на нефтепродукты. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и некоторых других странах и регионах.

В 1912 концерн вышел на внутренний рынок США, начав разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепроводов. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта «Шелл» сделал ставку на производство мазута и бензина и не ошибся, что принесло ему колоссальные прибыли.

В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.

Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождении компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания - опять активный рост. Создаются компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов «Шелл» делает первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 30-х годов «Шелл» добывала около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.

Годы Второй мировой войны были нелегкими для «Шелл». Нидерланды были оккупированы Германией. Румыния и Дальний Восток также остались для компании за чертой досягаемости.

«Шелл» активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на все фронты военных действий.

Химическая компания «Шелл Кемикал Корпорейшн» наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате в 1945 «Шелл» недосчиталась 87 своих судов.

По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей. Производство нефтепродуктов возросло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.

В начале 50-х годов мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были возведены в нидерландском порту Пернис, французском городе Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.

В 50-е годы на долю «Шелл» приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн). Вскоре такие танкеры стали основной единицей флота «Шелл».

В 1959 совместным предприятием «Шелл» и «Эксон» в голландском местечке Гроннинген было открыто одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна «Шелл». К началу 70-х годов в Гроннингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.

В середине 60-х годов компанией «Шелл» было разведано сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. В 70-е годы «Шелл» и ее партнерам удалось осуществить поставки пяти миллионов тонн сжиженного газа из Брунея в Японию. «Шелл» стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос - в 1989 был осуществлен крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.

Помимо газа, в 1971 в Северном море в чрезвычайно сложных природных условиях было разведано гигантское месторождение нефти Брент. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности компании «Шелл». Суровые погодные условия диктовали необходимость применения высокотехнологичного оборудования для добычи нефти. Вслед за Брентом «Шелл» открыла месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработка Брента считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих проектов за всю историю человечества.

В середине 70-х годов спрос на нефть упал. События в Иране 1978-79 и связанные с ними ограничения на поставки нефти - все это вызвало к жизни необходимость поиска альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе в концу 70-х годов выросло более чем в два раза. 50% этого количества обеспечивали «Шелл» и ее партнеры.

Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял свои позиции в угольной и металлургической промышленности. В 1981 в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй большой завод по производству магния.

В 80-е годы усилия компании «Шелл» сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, на повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта.

В этот же период времени «Шелл» перешла на производство неэтилированного бензина- более экологически чистого топлива.

К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около трех миллионов баррелей сырой нефти. Четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 80-е годы стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море. В его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение Тролль. В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа - Булвинкл и Аугер. В 1989 суточная добыча нефти с платформы Булвинкл, установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. баррелей. В 1994 была сооружена еще одна гигантская платформа Аугер на предварительно натянутых опорах, высота которой составила 872 м. Это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне.

Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию - «Ройял Датч Шелл плс».

Логотип «Шелл»

Вот уже более ста лет слово «ракушка», или «Шелл», эмблема в виде ракушки гребешка и отличительные цвета - красный и желтый - используются для идентификации бренда и продвижения репутации компании. Эти символы обозначают качество продуктов и услуг, представляют профессионализм и ценности во всем мире.

Почему красный и желтый?

В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.

Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.


Заказать создание бренда в студии брендинга и графического дизайна LogoMaster Studio
Вы можете по телефону:

38 044 229-28-22 .

Полная контактная информация в разделе

История «Шелл» началась в 1833, когда английский коммерсант Маркус Самюэль открыл в Лондоне небольшой магазин по продаже различных безделушек, украшенных морскими ракушками («shell» по-английски значит раковина), и других экзотических восточных изделий. «Шелл» — именно так назывался магазин отца Сэмюэля в Лондоне. Предприятие оказалось прибыльным, и Самюэль организовал доставку даров моря с Дальнего Востока средствами своего небольшого каботажного флота. Суда, следовавшие из метрополии в колонии, везли на своем борту различные грузы, в том числе и нефтепродукты. Самюэль, будучи талантливым коммерсантом, увидел великое будущее у нефтяного бизнеса в период его практического рождения. После его смерти, в 1870 г. дело перешло к сыновьям, которые основали в 1878 уже собственную фирму.

Круг деятельности братьев Самюэль быстро расширялся, особенно после того, как Маркус Самюэль-младший в 1890 посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку нефти по всему миру с помощью танкеров.

Первое в мире нефтеналивное судно было построено в России на верфях Баку и называлось «Зороастр», в память о зороастрийцах - огнепоклонниках, предков современных армян. Самюэл был потрясен, когда увидел русский танкер.

Оказавшись весьма разворотливым предпринимателем, уже в 1892 он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием «Мюрекс» водоизмещением 5 тыс. тонн. В память об этом событии, головной танкер нефтеналивного флота Shell теперь называют «Мюрекс». Ключевым моментом является то, что конструкция изобретенного Маркусом Сэмюэлем танкера исключала угрозу самовозгорания нефтепродуктов. Кроме того, «Мюрекс» прошел регистрацию агенства «Ллойд» и отвечал жестким требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, (чего раньше не могла добиться ни одна нефтяная компания), через который и планировалось перевозить нефть и другие нефтепродукты. Свой первый рейс «Мюрекс» совершил в августе 1892 с грузом 4 тыс. тонн русского керосина по маршруту Батуми-Сингапур-Бангкок.

Именно поэтому первым «фирменным» продуктом, поставленным компанией Shell дальневосточным потребителям в начале 1893 года, стал российский керосин.

Транспортировка нефти породила и новые проблемы — в портах Дальнего Востока предприимчивым Самюэлем были построены большие емкости для хранения нефти. А также заводы по производству упаковки, которую местные жители использовали в самых различных целях, в том числе и для изготовления кровель крыш.

К концу 90-х годов прошлого века нефтяной бизнес Самюэля настолько разросся, что он основал в 1897 отдельную компанию под названием «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.». Но до создания нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. У Маркуса Сэмюэля был по-прежнему могущественный враг в лице американской монополии «Стандард Ойл». Необходимость противостоять экспансии американцев стала основой для сближения «Шелл» и «Ройял Датч», которую Сэмюэль когда-то рассматривал не иначе как опасного конкурента. «Ройял Датч Петролеум» была создана в 1890 году под покровительством короля Нидерландов, которая осуществляла разработку богатого месторождения на острове Суматра и ожесточенно конкурировала с «Шелл» за рынки сбыта. Однако истории было угодно распорядиться судьбой этих двух компаний по-своему.

В 1902 году после долгих переговоров «Шелл» и «Ройял Датч» создали концерн «Эйшиэтик Петролеум», целью которого ставилось расширение торговли нефтью и нефтепродуктами, в том числе российского производства, в дальневосточном регионе. В 1907 году произошло окончательное объединение капиталов и интересов «Ройял Датч Петролеум» и «Шелл Транспорт & Трейдинг К.», послужившее фундаментом корпорации, известной сегодня во всем мире как «Ройял Датч/Шелл». В 1900 директором-распорядителем этой компании, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866-1939), которого впоследствии называли «нефтяным Наполеоном». Детеринг был сторонником сотрудничества с «Шелл». По его инициативе в 1907 произошло слияние капиталов «Ройал Датч» и «Шелл», была основана новая компания с двумя головными офисами в Лондоне и Гааге.

В объединенном концерне 60% акций принадлежало «Ройал Датч», а 40% — «Шелл. Такое соотношение сохраняется до сих пор.

Вскоре начался период роста. Сфера деятельности концерна постоянно расширялась, разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему земному шару. Мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались центром в целях более оперативного спроса на нефтепродукты. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906), России (1910), Египте (1913), Венесуэле (1913) и некоторых других странах и регионах.

В 1912 концерн вышел на внутренний рынок США, начав разработку нефтяных месторождений и строительство нефтепроводов. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта «Шелл» сделал ставку на производство мазута и бензина и не ошибся, что принесло ему колоссальные прибыли.

В 1919 году английские летчики Джон Алкок и Артур Уиттен-Браун на самолете, заправленном топливом «Шелл», совершили первый беспосадочный перелет через Атлантический океан.

Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождении компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания — опять активный рост. Создаются компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 30-х годов «Шелл» делает первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 30-х годов «Шелл» добывала около 600 тыс. баррелей сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.

Годы Второй мировой войны были нелегкими для «Шелл». Нидерланды были оккупированы Германией. Румыния и Дальний Восток также остались для компании за чертой досягаемости.

«Шелл» активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на все фронты военных действий.

Химическая компания «Шелл Кемикал Корпорейшн» наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате в 1945 «Шелл» недосчиталась 87 своих судов.

По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей. Производство нефтепродуктов возросло почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.

В начале 50-х годов мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), в Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых нефтеперерабатывающих заводов, крупнейшие из которых были возведены в нидерландском порту Пернис, французском городе Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.

В 50-е годы на долю «Шелл» приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, выпуск которых постоянно возрастал. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. тонн). Вскоре такие танкеры стали основной единицей флота «Шелл».

В 1959 совместным предприятием «Шелл» и «Эксон» в голландском местечке Гроннинген было открыто одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна «Шелл». К началу 70-х годов в Гроннингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.

В середине 60-х годов компанией «Шелл» было разведано сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. В 70-е годы «Шелл» и ее партнерам удалось осуществить поставки пяти миллионов тонн сжиженного газа из Брунея в Японию. «Шелл» стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 80-е годы экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно вырос — в 1989 был осуществлен крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.

Помимо газа, в 1971 в Северном море в чрезвычайно сложных природных условиях было разведано гигантское месторождение нефти Брент. Позднее разведка и разработка месторождений в Северном море стали крупнейшей отраслью деятельности компании «Шелл». Суровые погодные условия диктовали необходимость применения высокотехнологичного оборудования для добычи нефти. Вслед за Брентом «Шелл» открыла месторождения Корморант (1972), Данлин (1973), Терн (1975) и Айдер (1976). Разработка Брента считается одним из самых технологически сложных и дорогостоящих проектов за всю историю человечества.

В середине 70-х годов спрос на нефть упал. События в Иране 1978-79 и связанные с ними ограничения на поставки нефти — все это вызвало к жизни необходимость поиска альтернативных источников энергии. Потребление газа в Европе в концу 70-х годов выросло более чем в два раза. 50% этого количества обеспечивали «Шелл» и ее партнеры.

Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял свои позиции в угольной и металлургической промышленности. В 1981 в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй большой завод по производству магния.

В 80-е годы усилия компании «Шелл» сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, на повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта.

В этот же период времени «Шелл» перешла на производство неэтилированного бензина- более экологически чистого топлива.

К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около трех миллионов баррелей сырой нефти. Четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 80-е годы стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море. В его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение Тролль. В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа — Булвинкл и Аугер. В 1989 суточная добыча нефти с платформы Булвинкл, установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. баррелей. В 1994 была сооружена еще одна гигантская платформа Аугер на предварительно натянутых опорах, высота которой составила 872 м. Это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне.

Для сохранения конкурентного преимущества «Шелл» готов идти на кардинальные изменения в своей структуре. В число таких изменений входит слияние в июле 2005 года материнских компаний «Ройял Датч» и «Шелл Транспорт» в единую компанию — «Ройял Датч Шелл плс».

Логотип «Шелл»

Вот уже более ста лет слово «ракушка», или «Шелл», эмблема в виде ракушки гребешка и отличительные цвета - красный и желтый - используются для идентификации бренда и продвижения репутации компании. Эти символы обозначают качество продуктов и услуг, представляют профессионализм и ценности во всем мире.

У истоков

Наименование компании было «Шелл» (англ. раковина), и каждый танкер Самуэла, перевозящий керосин на восток, носил имя разных раковин. Гребешок, возможно был взят из фамильного герба бизнес-партнера, г-на Грэма, который импортировал керосин Самуэла в Индию и стал директором The Shell Transport and Trading Company. После переезда в Сантьяго де Компостела в Испании, семья Грэма взяла в качестве герба ракушку святого Иакова. С течением времени форма ракушки постепенно изменилась в соответствии с тенденциями графического дизайна. Дизайнер Рэймонд Лоуи создал и представил существующую эмблему в 1971 году.

Почему красный и желтый?

В 1915 году калифорнийская компания «Шелл» впервые построила станции обслуживания, и им необходимо было выделиться на фоне конкурентов. Они использовали яркие цвета, которые не были бы обидны для жителей Калифорнии: из-за тесных испанских связей штата были выбраны красный и желтый.

Сегодняшние цвета появились годы спустя, в 1995 году были введены яркие, запоминающиеся для потребителя красный и желтый цвета «Шелл» для новых розничных продуктов компании. Гребешок остается одним из самых известных символов бренда в 21 веке.

Royal Dutch Shell (Роял Датч Шелл) - британо-нидерландская нефтегазовая компания. Штаб-квартира находится - в Гааге (Нидерланды). Shell ведет геологическую разведку и добычу нефти и газа в более чем 40 странах мира. «Шелл» принадлежит крупнейшая в мире сеть АЗС, которая насчитывает более 55 тыс. станций. Также «Шелл» полностью или частично владеет более 50 нефтеперабатывающими заводами. В частности, компании принадлежит один из крупнейших в Европе нефтеперерабатывающий завод Pernis в Нидерландах мощностью 10 000 т в сутки, завод «Стэнлоу» в Великобритании мощностью 12 млн т в год, три НПЗ во Франции общей мощностью 40 790 т в сутки. Помимо этого, Shell принадлежит значительное количество химических предприятий, а также производств солнечных батарей и иных альтернативных источников энергии. АЗС Shell в Росарио (Аргентина)

Exxon Mobil Corporation - американская компания, одна из крупнейших частных нефтяных компаний мира, одна из крупнейших корпораций в мире по размеру рыночной капитализации $336,5 млрд.

BP (British Petroleum) (Би Пи пи эл си) - британская нефтегазовая компания, вторая по величине публично торгующаяся нефтегазовая компания в мире.

Chevron Corporation (Шеврон корпорейшн) (NYSE: CVX) - вторая после ExxonMobil интегрированная энергетическая компания США, одна из крупнейших корпораций в мире.

Wal-Mart Stores, Inc (Walmart) (NYSE: WMT) американская государственная корпорация, крупнейшая в мире розничная сеть. Компания работает по принципу - цепочек крупных универмагах со скидками. В 2010 года стал самой большой государственной корпорацей в мире по объему выручки, согласно Forbes Global 2000. Компания была основана Сэм Уолтон в 1962 году, зарегистрирована 31 октября 1969, публично торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже с 1972 года. Wal-Mart является крупнейшим частным работодателем мира, крупнейшей сетью продуктовой розничной торговли в США. В 2009 году компания продала 51% всего обьема рынка продуктов питания в США на $258 млрд. Он также владеет и управляет Сэм Клуб розничных складов в Северной Америке. Walmart работает в Мексике в Соединенное Королевство в качестве Асда ("Асда Wal-Mart" в ряде отраслей), в Японии в качестве сэйю, а в Индии по лучшей цене. В Аргентине, Бразилии, Канады и Пуэрто-Рико. инвестиций Wal-Mart за пределами Северной Америки. Корпорация ведет свою деятельность в Великобритании, Южной Америки и Китая, в то время как она была вынуждена уйти из Германии и Южной Корее, когда предприятия были безуспешными. Wal-Mart - крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит (на середину февраля 2007 года) 6782 магазина в 14 странах. В их числе - как гипермаркеты, так и универсамы, продающие продовольственные и промышленные товары. Стратегия Wal-Mart включает в себя такие слагаемые как максимальный ассортимент и минимальные, стремящиеся к оптовым, цены. Основные конкуренты Wal-Mart на розничном рынке США - сети Home Depot, Kroger, Sears Holdings Corporation, Costco и Target.

Wal-Mart является лидером по внедрению технологий, связанных с использованием в торговле RFID-меток.

Общая численность персонала компании - 2 млн человек (2009 год).

Toyota Motor Corporation (Японский: トヨタ自動車株式会社, Toyota Jidosha KK, TYO: 7203, LSE: TYT, NYSE: TM, широко известный просто как Toyota и сокращенное как TMC, крупный японский автопроизводитель со штаб-квартирой в Айти, Япония. В 2010 году в Toyota Motor Corporation были заняты 317734 человек по всему миру. TMC является крупнейшим автопроизводителем в мире по объему продаж и производства автомобилей. Компания была основана Киичиро Тойода в 1937 году в качестве дополнительного дохода от компании своего отца Toyota Industries для создания автомобилей. Тремя годами ранее, в 1934 году, в то же время отдел Toyota Industries, создала свой первый продукт, двигатель, а в 1936 году компания создает свой первый легковой автомобиль, Toyota AA. Toyota Motor компаний корпорации группы Toyota (включая бренд Scion), Lexus, Daihatsu и Hino Motors, вместе с несколькими "неавтомобильных" компании. TMC является частью Toyota Group, одина из крупнейших конгломератов в мире.

Toyota Motor Corporation со штаб-квартирой в городе Тойота, Аити и в Токио. Его Токио головной офис находится в 1-4-18 Koraku, Bunkyo-ку, Токио 112-8701, Япония. Нагоя Office на 4-7-1 Meieki, Накамура-ку, Нагоя города, префектура Аити. В дополнение к производству автомобилей, Toyota предоставляет финансовые услуги через подразделение Toyota Financial Services, а также разрабатывает и строит роботов. Международная деятельность

Toyota имеет заводы в большинстве частей мира, изготовление или сборка автомобилей для местных рынков. Toyota имеет производственные и сборочные заводы в Японии, Австралии, Индии, Шри-Ланки, Канады, Индонезии, Польши, Южной Африки, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, а в последнее время, Аргентина, Чешская Республики, Мексики, Малайзии, Таиланда, Пакистана, Египта, Китая, Вьетнама, Венесуэлы, Филиппин и России.

General Electric , GE (NYSE: GE), американский многонациональная корпорации один из крупнейших конгломератов мира. Компания осуществляет свою деятельность по пяти сегментам: энергетическая, технологическая, финансового капитала, потребительских и промышленного машиностроения. Включая локомотивы, энергетические установки (атомные реакторы), газовые турбины, авиационные двигатели, медицинское оборудование, изготовляет также осветительную технику, пластмассы и герметики. В 2010 году место General Electric в рейтинге Forbes заняло второе место по величине компанией мира после JPMorgan Chase, общего объема продаж, прибыли, активов и рыночной стоимости нескольких транснациональных компаний. В компании работают 287000 сотрудников по всему миру.


Начинается история этого бренда почти два века назад – в 1833 году – с имени английского коммерсанта Маркуса Самюэля. В тот год в Лондоне он решил расширить бизнес по продаже антиквариата, начав торговлю новым предметом декора – морскими ракушками. Ведь слово «shell» с английского языка переводится именно как «ракушка».

От даров моря к нефти

Магазин Shell оказался прибыльным делом, поэтому вскоре коммерсант наладил доставку морских раковин с Дальнего Востока, для чего использовались суда каботажного флота. Именно эти корабли везли из английских колоний в Лондон самые разные грузы, в том числе нефтепродукты. Самюэль вовремя увидел большое будущее нефтяного бизнеса, а в 1870 году, после его смерти, дело перешло к сыновьям. В 1878 году они открывают собственную фирму, круг деятельности которой быстро расширяется.

В 1890 году компания занялась экспортом бакинской нефти с помощью танкеров. Тогда Баку входил в состав Российской Империи, и первый нефтяной танкер был построен именно там. Это судно увидел владелец компании, и уже в 1892 году в Англии на судостроительном заводе он смог построить нефтяной танкер на 5000 тонн.

Конструкция этого танкера имела некоторые особенности: Маркус Самюэль-младший разработал специальную систему защиты нефти от самовозгорания во время перевозки продукта. До начала 20 века компания Shell поставляла потребителям крайне востребованный по тем временам продукт – российский керосин с Дальнего Востока.

Создание корпорации мирового уровня

В начале 20 века была основана отдельная компания «Шелл Транспорт энд Трейдинг Компани Лтд.», хотя до нефтяной корпорации мирового уровня было еще далеко. Нужно подчеркнуть, что в те времена особо могущественна была Standard Oil Company, принадлежавшая Рокфеллеру и планомерно подминавшая под себя рынок нефти и других видов горючего. Братья Самюэль постоянно рисковали быть вытесненными из индустрии после любого неудачного бизнес-решения.

Для того чтобы отстоять свое право на мировом рынке, Shell пришлось объединиться с нидерландской компанией Royal Dutch такого же профиля. Это расширило сеть торговли нефтью и нефтепродуктами в 1902 году. В новой компании только 40% акций принадлежало Shell Transport, и такой расклад в объединенном концерне сохраняется до сих пор.

Уже спустя 10 лет концерн Royal Dutch Shell выходит на внутренний рынок США. Cтавка была сделана на производство мазута и бензина, что оказалось удачным благодаря динамичному развитию автомобильного бизнеса. Во время Первой мировой войны рост компании замедлился, но после ее окончания снова возобновился активными темпами. Уже к концу 1930-х годов Shell принадлежит 10-процентная доля в мировой добыче нефти.

Во время Второй мировой войны развитие бизнеса остановилось, компания делала все, чтобы только пережить этот сложный период и остаться на плаву. После войны Shell приняла активное участие в восстановлении разрушенных предприятий и стала интенсивно набирать перерабатывающие мощности. Производство нефтепродуктов Shell возросло по всему миру.

Начиная со второй половины 20 века, спрос на нефть в мире постоянно рос, стоимость была стабильно высокой, и Shell в таких условиях только богатела. Первый раз спрос на нефть упал из-за событий в Иране в конце 1970-х годов. Зато выросло мировое потребление газа, поэтому Shell начала осваивать это направление. Руководство компании было чутко к изменениям на рынке и ловко под них подстраивалось.

Брендовый знак отличия

Уже более ста лет логотипом компании Shell является ракушка морского гребешка красно-желтого цвета. Она, как уверяют маркетологи компании, символизирует качество продуктов и услуг, профессионализм и корпоративные ценности концерна.

Колористика логотипа была выбрана неслучайно. В 1915 году, когда компания впервые построила станции обслуживания, нужно было выделиться на фоне конкурентов, тогда-то и было решено использовать яркие цвета.

Сегодня компания Royal Dutch Shell добывает нефть в 80 странах по всему миру, ей принадлежит большое количество скважин и три десятка нефтеперерабатывающих заводов по всему миру. Работает в этой компании 90 000 человек, а чистая прибыль составляет десятки миллиардов долларов в год.